В ночных клубах вводят пропуска

Без QR-кода в Москве уже не повеселиться

Введенные мэрией Москвы новые правила посещения работающих после полуночи ночных клубов и увеселительных заведений по специальному QR-коду вызвали резко негативную реакцию участников рынка. Они признают, что это лучше полного закрытия, как было весной, но опасаются банкротства операторов, оказавшихся в зоне риска. Для выполнения указа не предусмотрен переходный период, поэтому уже в ближайшие выходные заведения малого формата, не успев подготовиться, могут закрыться, чтобы не выплачивать штрафы 300–500 тыс. руб.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Новые правила посещения строго по QR-коду затронут заведения, в которых сложно контролировать социальное дистанцирование, то есть ночные клубы, дискотеки, бары и рестораны с увеселительной ночной программой. Так в эфире «Эха Москвы» глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк разъяснил подписанный 15 октября указ мэра столицы: «Мы не говорим ни про кафе, ни про рестораны, ни про столовые, ни про парикмахерские, а говорим о предприятиях, работающих в развлекательно-увеселительном формате». Например, по его словам, «Кофемания» не подпадает под указ, а «Чайхана» с концертными программами после 23:00 подпадает. Всего в Москве работает более 13 тыс. предприятий общепита, в том числе бары, клубы, дискотеки, но под указ мэра подпадает чуть более 500 заведений, рассказал господин Немерюк.

В мэрии “Ъ” уточнили, что списка заведений пока нет и уведомлять их никто не планирует: предприниматели должны «ответственно и самостоятельно» подойти к исполнению указа, иначе им грозят штрафы.

Работать новый принцип будет так: на входе посетитель отправляет свой номер телефона по специальному QR-коду, получает push-уведомление или СМС с четырехзначным номером. После этого номер телефона окажется «в защищенной базе данных департамента информационных технологий Москвы». Другие персональные данные не требуются, утверждает господин Немерюк.

Развернуть

Если кто-то из этих посетителей затем окажется инфицированным COVID-19, другие гости получат уведомление об этом. Чиновник пояснил, что данные человека с COVID-19 не будут раскрываться. Тем, кто потенциально мог контактировать с ним, предложат пройти тестирование, но наказывать за отказ не будут. Штрафы до 300–500 тыс. руб. грозят только заведениям, которые не организуют сбор данных и вывешивание QR-кода, заверил чиновник.

Исполнительный директор Restcon Андрей Петраков признает, что новые правила лучше полного закрытия сектора, как это было весной. Однако он ожидает снижения трафика в результате на 10–20%. Итог может быть трагичным, подчеркивает эксперт: заведения, и так находящиеся на грани банкротства из-за весеннего локдауна, «лишаются маневра для исправления ситуации».

«Небольшие ночные заведения могут закрыться в любой момент»,— подтверждает промоутер клуба BQC Никита Комиссаров.

По его словам, уже в эти выходные проверяющие органы могут прийти в любой клуб и зафиксировать нарушения, так как из-за отсутствия переходного периода хотя бы в течение недели заведения не смогут подготовиться (в чем именно должна заключаться подготовка, в клубах не уточняют — вероятно, в обеспечении дополнительного персонала для проверки полученных кодов на входе). Более того, клубам малого формата, у которых выручка за вечер не превышает 1 млн руб., выплата максимального штрафа 500 тыс. руб. приведет к задержкам выплат поставщикам и персоналу.

Летом, после отмены локдауна, число посетителей ночных клубов сократилось в среднем на треть, а выручка упала примерно на 20% к значениям прошлого года, уточняет господин Комиссаров. Арт-директор District27 Давид Автандилов говорит, что в этом заведении после снятия ограничений трафик сократился вдвое: «И теперь мы ожидаем падения в таком же объеме». Однако не все участники рынка разделяют эти опасения. Так, в Ginza Project Moscow рассчитывают, что «система будет работать без проблем, а гости с пониманием отнесутся к нововведению».

Посетителей ночных клубов всего несколько десятков тысяч, что несопоставимо с трафиком других заведений общепита и сферы услуг, отмечает главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов. Поэтому вводить новые правила исключительно для развлекательных заведений, по его словам, «как минимум странно». «В этом есть элемент неконкурентной борьбы: в заведениях ночного формата явно меньше посетителей, чем в обычных кафе и ресторанах»,— соглашается Давид Автандилов. Алексей Немерюк пообещал, что QR-коды не будут вводить в других сферах рынка услуг.

Халиль Аминов, Елена Рожкова, Дарья Андрианова

Вся лента