Троллейбусы отправились в парк

Целесообразна ли их замена электробусами

Жители столицы больше не увидят троллейбусы. Несмотря на протесты активистов, троллейбусы заменили электробусами. «Мосгортранс» оставил только один маршрут «в знак уважения» — от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Троллейбусы с других путей уже загнали в парк. Почему москвичи не согласились с таким решением? Подробности — у Ивана Якунина.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Это было ожидаемо. Столичные власти не раз критиковали троллейбусы, якобы они недостаточно маневренные, нефункциональные — анахронизм. Только «анахронизм» стал визитной карточкой города, как двухэтажные автобусы в Лондоне — это цитата из письма депутатов Мосгордумы Сергею Собянину. С 2014 года некоторые столичные троллейбусные маршруты заменялись на электробусные, и они просили остановить экспансию, поясняя, что троллейбус — это бренд. Но Собянин не ответил.

Актриса Ирина Муравьева, которую многие помнят по фильму «Москва слезам не верит», согласна, что без привычного транспорта облик города изменится: «А что с Окуджавой делать, понимаете, что с Окуджавой тогда делать, с его синим троллейбусом? Все из-под ног уходит, было и не стало. Самый мой любимый трамвай и троллейбус — два любимых вида транспорта было. Все жалко. Все, что было, все ушло. Ну что, умереть теперь? Нет».

Глава «Мосгортранса» Леонид Антонов, впрочем, слезам не поверил и уже объявил новую эпоху электротранспорта. Он признал, что решение избавиться от троллейбусов далось ему непросто, но это шаг вперед. Судя по всему, это очень дорогой шаг. Простая математика: в «Мосгортрансе» говорили, что цена одного электробуса 33 млн руб., то есть 100 электробусов обойдутся в 3 млрд. Но нет — в прошлом году мэрия заплатила за них 6 млрд, ведь электробусам нужна инфраструктура, и в контракт входила поставка 36 зарядных станций и 15-летнее обслуживание систем. Помимо этого, критики проекта утверждают, что треть всего времени электробус проводит на зарядке, а троллейбус может работать непрерывно. Троллейбусы рано сбрасывать со счетов, продолжает урбанист Аркадий Гершман:

«Мы видим множество городов западной Европы, США и других частей мира, где сохранили и троллейбус. Он в долгосрочной перспективе намного выгоднее, чем автобус, несмотря на то, что нужно прокладывать контактную сеть, протягивать подстанции, он почти не ломается.

Если троллейбусы могли работать на линии постоянно, то в случае замены электробусами нам требуется куда больше техники и водителей, чтобы сохранять те же самые интервалы.

Зарядка вроде как и быстрая, но хватает ее ненадолго. Электробус сам по себе дороже, чем троллейбус, никто еще не знает, что нам надо будет делать со всеми этими аккумуляторами через 10 лет, например. И мы убираем троллейбусы, но у нас нечем их заменять. Так как электробусов мало, для того чтобы обеспечить выход хоть какой-то техники на этих маршрутах, снимали и автобусы, и электробусы с других маршрутов».

У мэрии, впрочем, масштабные планы. Сейчас в городе ездит 450 электробусов, до конца года их будет 600, а к 2024 году больше 2,5 тыс. Поставок троллейбусов в город больше не будет, наоборот, их, видимо, попытаются продать. Московские машины с пробегом, например, покупали власти Саратова и Нижнего Новгорода.

Заммэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов объяснял ликвидацию троллейбусных сетей тем, что контактная сеть изношена и требует больших вложений. Кроме того, троллейбусы вызывают заторы, а их провода портят внешний облик города.

Фотогалерея

Уехала эпоха

Смотреть

Вся лента