15 фильмов Венецианского кинофестиваля

Выбор Ксении Рождественской и Марата Шабаева

2 сентября откроется 77-й Венецианский кинофестиваль, первый крупный смотр после карантина. Хотя фестиваль и пройдет с соблюдением всех мер безопасности, многих ожидаемых фильмов в его программе не оказалось — скорее всего, продюсеры боятся выпускать их прокат в этом году, опасаясь второй волны пандемии. Тем не менее тех, кому удастся пересечь итальянскую границу, ждут десятки премьерных показов. Weekend рассказывает о самых интересных

Фото: El Deseo S.A.; FilmNation Entertainment


основной конкурс

Земля кочевников
Хлоя Чжао

Фото: Cor Cordium Productions; Highwayman Films

Американка китайского происхождения Хлоя Чжао («Песни, которым меня научили братья», «Наездник») неожиданно оказалась главным специалистом по неовестернам. Ее новый фильм «Земля кочевников» — экранизация нон-фикшен-исследования Джессики Брудер «Земля кочевников: выживание в Америке в ХХI веке». Продюсером и исполнительницей главной роли стала Фрэнсис Макдорманд, которая играет здесь 60-летнюю женщину, потерявшую все сбережения во время экономического кризиса и живущую в трейлере. Портрет современного кочевника дает Хлое Чжао возможность уже в третий раз исследовать пустоши Дикого Запада и его бескрайнюю тоску, так что критики наверняка снова сравнят ее с Терренсом Маликом.


Любовники
Николь Гарсия

Фото: France 3 Cinema; Les Films Pelleas

Французская актриса Николь Гарсия, снимавшаяся у Алена Рене, Клода Лелуша, Бертрана Блие и Жака Риветта, представляет в Венеции свою 11-ю режиссерскую работу. Как и в некоторых предыдущих ее драмах («Соперник», «Иллюзия любви»), героев настигает прошлое: женщина, отправляясь на отдых с мужем, встречает своего давнего возлюбленного, несколько лет назад покинувшего Францию. Николь Гарсия снимает обаятельное, пусть и незамысловатое «актерское» кино. В «Любовниках» она собрала Стейси Мартин из «Нимфоманки» фон Триера, Пьера Нинэ («Обещание на рассвете» Эрика Барбье) и Бенуа Мажимеля («Пианистка» Ханеке).


Жена шпиона
Киёси Куросава

Фото: Nikkatsu Corporation

Киноверсия односерийной драмы, которая была показана японским каналом NHK в июне. Киёси Куросава («Исцеление», «Пульс», «Токийская соната») когда-то рассказывал о своей манере работы: сначала он выбирает жанр, а потом уже пытается понять, что можно сделать в его рамках — будь то хоррор, триллер или романтическая драма. На этот раз режиссер исследует исторический романтический триллер. Накануне Второй мировой войны японского торговца, побывавшего в Маньчжурии, обвиняют в шпионаже, и страдает от этого не только он, но и его жена. Куросава считает, что в его фильме «актеры слились с ролями и дали очень реалистичное ощущение времени». В главных ролях Ю Аои («Токио!», «Токийский гуль», «Мед и клевер») и Такахаси Иссэй («Убить Билла»).


Ночь
Джанфранко Рози

Фото: 21 Unofilm; Les Films d'Ici; No Nation Films

Опус магнум итальянского документалиста, фильм о тех, кто пытается выжить в бесконечной войне, снимался в Сирии, Ираке, Курдистане и Ливане. Джанфранко Рози всегда полностью погружается в реальность, которую снимает. Он провел два года на Ближнем Востоке, в результате получился фильм, который, по словам продюсеров, «не объясняет себя и не пытается поучать зрителя». В 2013 году Рози получил «Золотого льва» в Венеции за «Священную римскую кольцевую» о людях, которые живут у Римской окружной дороги, а в 2016-м — «Золотого медведя» в Берлине за фильм «Море в огне» о нелегальной иммиграции. Вряд ли в этом году он повторит свой триумф, но вне зависимости от призового расклада каждый его фильм обязателен к просмотру.


Фрагменты женщины
Корнель Мундруцо

Фото: Bron Studios; Creative Wealth Media Finance; Little Lamb

Англоязычный дебют венгра Корнеля Мундруцо («Белый бог», «Дельта»), режиссера «каннского пула», который впервые попал в конкурс Венеции. Сценарий фильма написан Мундруцо вместе с Катой Вебер и является киноверсией их одноименного спектакля. «Фрагменты женщины» рассказывают о бостонской паре (Шайя Лабаф и Ванесса Кирби), которая готовится к рождению ребенка. Однако домашние роды превращаются в настоящую трагедию. Фильмом заинтересовался Мартин Скорсезе, который присоединился к проекту в качестве исполнительного продюсера. В ролях второго плана — Сара Снук, Эллен Бёрстин, инди-режиссер Бен Сэфди и звезда сандэнсовского хита «Последний черный в Сан-Франциско» Джимми Фэйлс.


Снега больше не будет
Малгожата Шумовска, Михал Энглерт

Фото: Lava Films; Match Factory Productions

Украинский мигрант Женя (Алек Утгофф, ставший известным после сериала «Очень странные дела») работает массажистом в элитном польском поселке. Закрытое сообщество быстро превращает его в негласного лидера — его навыки позволяют избавлять людей от физических и духовных страданий. Компанию Утгоффу составит Агата Кулеша, звезда последних фильмов Павла Павликовского («Ида», «Холодная война»). Режиссер комедии — Малгожата Шумовска («Лицо», «Приди ко мне») на этот раз снимала фильм в соавторстве со своим бывшим мужем и постоянным оператором Михалом Энглертом. «Снега больше не будет» уже выдвинут от Польши на «Оскар».


Дорогие товарищи!
Андрей Кончаловский

Фото: Саша Гусов

Черно-белый фильм Андрея Кончаловского рассказывает о событиях 1962 года в Новочеркасске, когда мирный протест рабочих был жестоко подавлен силами советских военных и КГБ. В «Дорогих товарищах!» снялись внуки очевидцев трагедии, но главную героиню, убежденную партийную активистку, играет Юлия Высоцкая. Кончаловский, самый, пожалуй, титулованный режиссер нынешнего конкурса, только за последние пять лет дважды был удостоен «Серебряного льва» Венеции за лучшую режиссерскую работу («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», 2014, и «Рай», 2016). Не исключено, что и «Дорогие товарищи» не останется без наград — ретродрама о кровавом разгоне митинга резонирует с сюжетами, которые сейчас разворачиваются на улицах постсоветского Минска.


программа «Горизонты»

Мейнстрим
Джиа Коппола

Фото: American Zoetrope

Племянница Софии и внучка Фрэнсиса Форда Копполы возвращается со своим вторым фильмом (ее дебютом была экранизация сборника рассказов Джеймса Франко «Пало-Альто»). «Мейнстрим» расскажет о любовных треугольниках, интернет-знаменитостях и превратностях цифровой эпохи, в которой трудно сохранить свою идентичность. Главные роли в фильме сыграли Эндрю Гарфилд, Майя Хоук, Нат Вулф, Джейсон Шварцман и звезда сериала «Эйфория» Алекса Деми.


Шимпанзе
Лав Диас

Фото: Sine Olivia Pilipinas

Короткий по меркам Лава Диаса фильм (всего 2,5 часа) посвящен попытке найти в человеке животное. Сам режиссер считает, что человеческий разум еще не до конца преодолел преграды, выставленные биологическим семейством гоминидов. Диас надеется, что когда-нибудь все мы станем просветленными существами вроде Будды или Христа, а пока снимает игровое кино о тех, кто лелеет в себе агрессию, нарциссизм и зависть. Режиссер уже не в первый раз приезжает в Венецию — ранее он побеждал в программе «Горизонты» с «Меланхолией» (2008) и получал «Золотого льва» за «Женщину, которая ушла» (2016).


программа «Дни авторов»

Святой Нарцисс
Брюс Ла Брюс

Фото: 1976 Productions; Six Island Productions

Андерграундная икона Брюс Ла Брюс уже снимал фильмы о любви к зомби и к старикам, а теперь сделал комедию о любви к самому себе. Действие «Святого Нарцисса» происходит в Канаде в начале 1970-х. Главный герой Доминик случайно обнаруживает существование брата-близнеца — тот живет в маленьком монастыре, которым управляет священник-извращенец. Панчлайн укладывается в формат квир-комедии — два идентичных создания сольются вместе в потоке любви. Ла Брюс уже пошутил, что каждый режиссер за всю карьеру должен затронуть несколько тем — доппельгангеры, инцест, маниакальные монахи, дикая коммуна лесбиянок. В «Святом Нарциссе» — самом дорогом своем фильме — он попытался охватить их все сразу.


внеконкурсная программа

Sportin’ Life
Абель Феррара

Фото: Abel Ferrara

Карантинная документалка великого режиссера, который то ли сходит с ума, то ли переживает второе рождение. Фильм посвящен премьере сюрреалистического байопика Феррары «Сибирь» на Берлинском фестивале в феврале 2020-го — этот опыт он описывает как «последнюю вечеринку» перед надвигающимся кошмаром. Так что пандемия станет полноправным действующим лицом «Sportin’ Life». Кроме того, в фильме будет много музыки (свою рок-группу Феррара уже снимал в доке «Живьем во Франции») и привычные лица его последних фильмов — жена режиссера Кристина Кириак, дочь Анна и актер-талисман Уиллем Дэфо.


City Hall
Фредерик Вайсман

Фото: Zipporah Films

В этом году Фредерику Вайсману исполнилось 90 лет, но классик документального кино, обладатель почетного «Оскара» и «Золотого льва» Венеции и не думает останавливаться. Его новый фильм все так же исследует функционирование конкретной институции — на этот раз речь о бостонском муниципалитете. Эпического хронометража (4,5 часа, самая длинная работа Вайсмана в XXI веке) должно хватить для освещения вороха реальных проблем — как государство справляется с изменениями климата, расовой несправедливостью и жилищным вопросом. Главным объектом интереса камеры выступает Бостонская ратуша — бруталистская постройка, которая неоднократно признавалась самым уродливым зданием США.


Жвалы
Квентин Дюпьё

Фото: Chi-Fou-Mi Productions

Француз Квентин Дюпьё набирает обороты, выпуская теперь по фильму в год. Только в прошлом году он представил издевательский слэшер «Оленья кожа» про маньяка-режиссера, как уже готов удивить зрителей новым абсурдным сюжетом. На этот раз события развернутся вокруг гигантской мухи, которую найдут в багажнике своей машины двое приятелей. На этом чудесном открытии они решают сколотить состояние. Главные роли исполнят Грегуар Людиг и Давид Марсе, французский комический дуэт Palmashow. На подхвате у них — Адель Экзаркопулос и бельгийский рэпер Ромео Элвис.


Человеческий голос
Педро Альмодовар

Фото: El Deseo S.A.; FilmNation Entertainment

Короткометражный фильм Альмодовара, своеобразная адаптация одноименной одноактной пьесы Жана Кокто, написанной в 1932 году. Героиня — ее играет Тильда Суинтон — ждет звонка от своего возлюбленного, на следующий день он собирается жениться на другой. «Человеческий голос» Альмодовар собирался экранизировать много лет назад, пытался сделать из нее полный метр и даже расписал все, что происходило перед этим звонком. Получился фильм «Женщины на грани нервного срыва», в котором, по утверждению Альмодовара, пьеса Кокто «осталась в скрытой форме». Теперь же он наконец снял настоящую экранизацию «Человеческого голоса». Это первый англоязычный проект семидесятилетнего испанского режиссера.


Хоппер/Уэллс
Орсон Уэллс

Фото: Fixafilm; Royal Road Entertainment

В ноябре 1970 года режиссер «Гражданина Кейна» Орсон Уэллс пять часов беседовал с автором «Беспечного ездока» Деннисом Хоппером. Это интервью обнаружили в материалах Уэллса продюсер Филип Ян Рымша и монтажер Боб Муравски («Повелитель бури») во время домонтажа последнего фильма Уэллса «Другая сторона ветра», в котором снимался Хоппер. Оказывается, Уэллс попросил Хоппера сняться в камео, чтобы иметь возможность сделать документальный фильм о нем. Из пятичасового разговора было смонтировано 130 минут — Уэллс и Хоппер говорят о политике, религии, семье и о том, как снимать кино.


Вся лента