Авиатопливо нивелирует помощь государства

Как перевозчики будут компенсировать затраты на керосин и техобслуживание самолетов

Российские авиакомпании пожаловались в Минтранс на резкое подорожание топлива в аэропортах. Это может отразиться на стоимости билетов. Цены на контракты взлетели с 11 августа. Именно с этого дня Россия сняла запрет на международные авиаперевозки. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, аэропорты Владивостока, Благовещенска и Санкт-Петербурга повысили цены на керосин в среднем на 20%. Заправляться в Краснодаре и Красноярске стало дороже на 50%. А больше всего задрали цены в Екатеринбурге — на 62%.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Как это отразится на стоимости авиабилетов? Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что поставщики авиатоплива традиционно каждый год в высокий сезон — в августе-сентябре — повышают ценник. За этим обычно следует снижение стоимости. Но в этом году, вероятно, все будет иначе.

«Расходы на авиационное топливо могут составлять от 25% до 30%, соответственно, если в каком-то аэропорту цены на авиатопливо увеличились более чем наполовину, то мы можем сказать, что это будет означать для потребителя рост цен на 12%, может, 15%.

Если раньше из года в год, начиная с сентября, и где-то до середины декабря тарифы на авиабилеты снижались, реагируя на невысокий спрос на перевозки, то сейчас вполне возможно, что с таким сезонным падением цен на авиабилеты мы не столкнемся.

Это будет обусловлено, с одной стороны, ростом издержек авиакомпаний, с другой стороны, тем, что в силу банкротства ряда игроков сократится конкуренция, и это даст возможность уцелевшим игрокам поднять цены на авиабилеты», — отметил Олег Пантелеев.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта подчеркивает, что столь резкий рост стоимости авиатоплива практически нивелирует всю правительственную помощь отрасли. Программа субсидирования авиакомпаний, которая действовала все лето, должна быть продолжена и в сентябре. Власти планируют более чем вдвое увеличить компенсации, которые перевозчики получают за каждого потерянного из-за коронавируса пассажира. Сейчас это около 370 руб. за человека. Также авиакомпаниям, возможно, будут компенсировать затраты на авиакеросин и техобслуживание самолетов. Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов полагает, что господдержку отрасли следует усилить: «Финансовая петля затягивалась на шее всех авиакомпаний. Сейчас ликвидированы полностью снабжение и обеспечение авиакомпаний, приобретение топлива, и так далее, и так далее. Есть ТЗК (топливно-заправочные комплексы) в каждом аэропорту, да по несколько, и цены регулируют они.

Правительству необходимо немедленно вмешаться в эту ситуацию, введя эмбарго как минимум на год на повышение цен.

А еще лучше было бы, если бы для авиакомпаний понизили бы цены на авиакеросин. Он у нас сейчас самый дорогой в мире».

Как коронавирус изменил работу авиационного и железнодорожного транспорта

Смотреть

За июль российские авиакомпании перевезли около 7 млн пассажиров. Это вдвое меньше, чем в июле прошлого года, сообщила Росавиация. Больше всего пассажиров было у S7 Airlines. На втором месте — «Победа». А вот самый крупный национальный перевозчик — «Аэрофлот» — только на третьем месте, со снижением пассажиропотока на 72%. На субсидии российским авиакомпаниям правительство выделило около 23 млрд руб.

Светлана Белова

Вся лента