Немноголюдная, но осмысленная

Евгения Милова о светской жизни

На прошлой неделе светская жизнь в Москве посвятила себя осмыслению происходящего. Открытие выставки «Ненавсегда: 1968–1985» в ГТГ при поддержке ХХ фестиваля искусств «Черешневый лес» немногочисленным светским зрителям, среди которых, впрочем, была министр культуры Ольга Любимова, показало, какие безграничные возможности для творчества и какие пространства для внутренней эмиграции открываются перед гражданами страны эпохи застоя.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В светском смысле событие получилось не самым многолюдным (зато совершенно безопасным в части социальных дистанций). Даже в условиях, когда далеко не все могут улететь на каникулы за границу, герои светских сказок разъехались по Руси: Крым, Сочи, Карелия, Янтарный и, конечно, Золотое кольцо — карантин повлиял на обороты внутреннего туризма, как не смогли никакие санкции. В итоге кураторы выставки провели экскурсии, кроме госпожи Любимовой, для Михаила Куснировича, Андрея Колесникова, Александра Олешко и Полины Аскери-Белоцерковской.

В финале недели уже сама госпожа Аскери-Белоцерковская собирала гостей: она подарила себе вечеринку на 35-летие без возможных для арт-деятеля завихрений — крабы и шампанское в промышленных объемах, а также концерт «Иванушек International», давно не способных испортить праздничной борозды. Поздравить владелицу Askeri Gallery с 35-летием пришли Софья Троценко, Виктория Манасир, Ясмина Муратович, Анжелика Тиманина, Эмма Салимова, Ксения Чилингарова и примерно все остальные, кто оказался в Москве.

Вернисаж «Wasted» художника Zoom в галерее RuArts предстал перед гостями владелицы галереи Марианны Сардаровой во всем блеске и гротеске сбывшихся предсказаний о пандемии. «Эскизы объектов, которые мы сегодня представили, были у меня в почте еще в сентябре»,— поясняла гостям директор галереи Катрин Борисов. Работы Zoom’а очень прямолинейно задавали вопрос: «Готовы ли вы к будущему?» — показывая при этом забор зоны заражения, асфальт из постапокалипсиса, распродажу Black Friday на улице красных фонарей и много еще такого, что сильно актуализировалось с сентября. Тем не менее на последнем этаже галереи за барной стойкой госпожа Сардарова стояла лично, разливая гостям Ruinart и угощая клубникой Валерию Роднянскую, Юлию Скворцову, Оксану Бондаренко. В соответствии с темой выставки, гости обсуждали актуальное — в диапазоне от cancelling culture до того, как пройдет кинофестиваль «Кинотавр», перенесенный на сентябрь. «Гостей будет в два раза меньше обычного, в лучшем случае,— поясняла госпожа Роднянская.— А светской программы точно не будет совсем».

Открытие творческих мастерских в отеле «Рихтер» можно считать реакцией утонченного туристического бизнеса на последствия локдауна: в отеле и так всего семь номеров, но три из них владелица «Рихтера» Анастасия Ефимова предпочла передать в пользование художникам. По крайней мере, до конца этого года.

Евгения Милова, обозреватель “Ъ”

Вся лента