Капитан ФСБ семь раз разгласила гостайну

Сотрудницу спецслужбы условно осудили за пробивку абонентов сотовых сетей

В Санкт-Петербурге бывшую сотрудницу регионального управления ФСБ Анну Соловьеву приговорили к трем годам колонии условно за семь эпизодов разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Суд посчитал доказанным, что она на протяжении года передавала сведения о телефонных разговорах некоторых абонентов гражданскому лицу. Своей вины офицер не признала и приговор, скорее всего, будет обжаловать.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

1-й Западный окружной военный суд приговорил бывшего капитана УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Анну Соловьеву к трем годам лишения свободы условно за семь эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 283 УК РФ (разглашение сведений, составляющих государственную тайну), сообщили “Ъ” в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга. Число эпизодов указывается в карточке дела на сайте суда.

Суд установил, что Анна Соловьева, будучи капитаном УФСБ, с августа 2015-го по август 2016 года, направляла запросы в оперативно-техническую службу управления и получала регистрационные данные абонентов операторов сотовой связи, а также сведения об их соединениях и местоположении. Эту информацию она передавала гражданскому лицу по электронной почте или при личных встречах. Дело в отношении получателя закрытой информации выделено в отдельное производство, однако суд его пока еще не рассмотрел.

Учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств и данные о личности обвиняемой, Анну Соловьеву приговорили к трем годам лишения свободы условно и запретили ей занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, в государственных и муниципальных органах, связанных с допуском к гостайне, на два года. Своей вины Анна Соловьева не признала. Ее адвокат Александр Шкурихин в разговоре с “Ъ” сообщил, что окончательного решения пока не принято, но, скорее всего, приговор будет обжалован. В УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти от комментариев отказались.

Отметим, что максимальное наказание по ч. 1 ст. 283 УК РФ (разглашение сведений, составляющих государственную тайну) составляет до четырех лет лишения свободы.

Руководитель правозащитной организации «Команда 29» Иван Павлов, специализирующийся на делах о госизмене и шпионаже, говорит, что, если это первое привлечение к уголовной ответственности по данной статье, то почти всегда назначается условное наказание.

«Это в пределах прецедентной практики»,— говорит эксперт.

Например, осенью 2019 года в Санкт-Петербурге бывший сотрудник МВД Павел Селиверстов получил один год условно за единичный эпизод по этой статье. Он, как установил суд, сознательно передал в мессенджере WhatsApp доверенные ему сведения, составляющие гостайну, стороннему лицу, не имеющему допуска к работе с секретной информацией. Преступление было совершено в 2017 году, когда Павел Селиверстов работал в полиции города Омска, откуда позже переехал в Санкт-Петербург.

Два года условно за разглашение государственной тайны в октябре 2019 года получил и бывший заместитель министра территориальной безопасности Прикамья Игорь Стрункин. Как сообщал “Ъ”, он был признан виновным в том, что привлек к разработке, изготовлению и исполнению мобилизационных документов, в которых содержались секретные сведения, сотрудников аппарата законодательного собрания региона, у которых, в отличие от замминистра, не было допуска к гостайне. Помимо этого, он якобы незаконно передал сотрудникам заксобрания электронные копии уже готовых секретных мобилизационных документов. Госслужащие работали с ними на компьютерах, которые не были сертифицированы для работы с секретными сведениями, имели выход в интернет, а также в локальную сеть заксобрания.

Согласно исследованию издания «Медиазона», число приговоров по статьям, связанных с деятельностью контрразведки, за последние 10 лет выросло более чем в пять раз. Чаще всего суды выносили приговоры именно по ст. 283 УК РФ о разглашении государственной тайны. Количество таких дел постоянно растет: в 2009 году было вынесено всего восемь приговоров по этой статье, а в 2019-м — уже 46. Таким образом, количество дел увеличилось в 5,7 раза.

Марина Царева, Санкт-Петербург

Вся лента