Магистральный план довели до Чечни

Государство профинансирует новый аэропорт Грозного

Правительство РФ может выделить на строительство нового терминала аэропорта в Грозном 4,7 млрд руб. до конца 2024 года. Новая взлетно-посадочная полоса и прочая аэродромная инфраструктура, по данным “Ъ”, обойдутся еще в 9 млрд руб. Основное финансирование, согласно комплексному плану развития магистральной инфраструктуры (КПМИ), начнется с 2022 года, будет выделено 790 млн руб. Обычно в России аэропортовые терминалы строятся за счет частных инвесторов, и в Грозном говорят о возможности их привлечения в проект. Однако эксперты сомневаются в реалистичности этих планов на фоне эпидемии.

Фото: Саид Царнаев / РИА Новости

Правительство выделит на строительство нового терминала в Грозном 4,7 млрд руб. из федерального бюджета. Соответствующие поправки в госпрограмму «Развитие транспортной инфраструктуры» вынесены на рассмотрение проектного комитета транспортной части КПМИ, следует из материалов комиссии. В 2020 году на проектирование терминала планируют выделить 97,5 млн руб., в 2021 году финансирование проекта не предусмотрено. Основная часть работ начнется с 2022 года, когда из бюджета будет выделено 790 млн руб., в 2023 году — 1,3 млрд руб., в 2024 году — 2,5 млрд руб.

В 2018 году в правительстве Чечни заявляли, что на реконструкцию аэропорта нужно около 15,7 млрд руб. Глава республики Рамзан Кадыров, представляя эскиз нового аэропорта, говорил, что он учитывает «архитектурные, исторические и религиозные традиции чеченского народа»: «Терминал похож на полумесяц, а перед ним фонтан в виде восьмигранника».

В Минтрансе пояснили, что проект разделен на две части — новый терминал и аэродромная инфраструктура — и 15,7 млрд руб. предусмотрены на обе.

Сейчас в рамках первой запланировано строительство аэровокзального комплекса, на который бюджет выделит 4,7 млрд руб., в рамках второй — реконструкция аэродромной инфраструктуры (размер финансирования не раскрывается). По информации “Ъ”, власти республики рассчитывают, что на аэродром, перроны и рулежные дорожки будет выделено около 9 млрд руб.

Гендиректор АО «Вайнахавиа» Альви Шахгириев рассказал “Ъ”, что в 2019 году аэропорт обслужил около 500 тыс. пассажиров, на 30% больше, чем в 2018 году. Топ-менеджер уточнил, что новый терминал будет построен неподалеку от нынешнего, введенного в 2000-х годах. Новую ВПП длиной 3200 м построят параллельно действующей. Здание старого терминала впоследствии будет использоваться для приема и обработки грузов. В аэропорт летают «Аэрофлот», Utair, «Азимут», Turkish Airlines.

Представители властей республики говорят, что в проекте могут принять участие частные инвесторы, но не раскрывают, о ком идет речь. Источники “Ъ” в Грозном отмечают, что терминал, возможно, будет выглядеть иначе, чем в эскизном проекте: «Это определится по итогам проектирования».

Собеседники “Ъ” на рынке ранее говорили, что в проект сложно привлечь частного инвестора в силу длительного периода окупаемости: пассажиропоток аэропорта не достигает 1 млн человек. Кроме того, довольно близко расположен аэропорт Махачкалы, который обслуживает более 1 млн пассажиров.

Власти Чечни рассчитывают превратить Грозный в туристический центр, что может способствовать росту пассажиропотока.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что в условиях пандемии привлечь инвестора будет «крайне сложно». Однако после ввода терминала в эксплуатацию его можно продать, либо привлечь в проект специализированную управляющую компанию. «Если говорить о прогнозе в 1,5 млн пассажиров в год, эта планка достижима не ранее конца десятилетия»,— сказал эксперт.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий называет рыночными стоимость и терминала, и новой инфраструктуры. Он отмечает, что в Польше несколько лет назад вводили в эксплуатацию терминалы за €60 млн, при этом 50% средств были предоставлены Евросоюзом. В отсутствие пандемии пассажиропоток через аэропорт Грозного можно было бы довести до 1,5 млн человек в год, говорит господин Ланецкий, но после наступления кризиса в отрасли предсказать, каким он будет через несколько лет, невозможно.

Герман Костринский

Вся лента