10 альбомов мая

Выбор Бориса Барабанова

Лигалайз ALI

Новый альбом ветерана отечественного хип-хопа Лигалайза начинается с монолога актера Алексея Серебрякова, который хорошо поставленным суровым голосом рассказывает о том, как новая музыка (рэп) пробивала себе дорогу сквозь обломки тоталитарного СССР. Серебряков, пожалуй, слишком серьезен и театрален, но трек спасает аранжировка в духе студии Motown. Сам Лигалайз начинал свою карьеру как раз в начале 1990-х, в первой волне русских рэперов. О ней, если честно, и вспомнить нечего, ни одна песня в памяти не осталась. А вот карьера Лигалайза получилась яркой. Альбом «ALI» в ней занимает место развернутого социального высказывания, в котором нашлось место для лютого оппозиционного трека «Застой 2.0» и ретроспективного полотна «Дарвин» с большим количеством гостей, для безрадостных воспоминаний об эпидемии наркомании «Фак Ю! (Героин)» и дуэта с уникальным персонажем по имени Ciроп («Эпилог»). Последний — бывший музыкант группы «Ляпис Трубецкой», который отсидел 17 лет в тюрьме, а по выходе стал читать рэп. У него, кстати, тоже недавно вышел альбом, называется «Страшила».

Издатель М2
https://vk.com/mc_ligalize


Рина Саваяма Sawayama

Сочетание хеви-метала и Бритни Спирс может показаться надуманным, но только не в исполнении восходящей звезды Рины Саваямы. Девушка росла в Японии, а переехав с родителями в Англию, продолжала слушать j-pop-группы, для которых подобный коктейль — обычная вещь (достаточно вспомнить самую популярную из них — Babymetal). Для поколения Рины Саваямы Кайли Миноуг и AC/DC — явления одного порядка, просто имена в ретроплейлисте. Так почему бы не поселить оба стиля в одной песне? У Рины Саваямы это выходит гораздо более органично, чем у продюсерских поп-групп с ее исторической родины. И очень важно смотреть ее клипы. Например, последний, на песню в духе Гвен Стефани «Bad Friend», снят в стилистике черно-белых японских комедий и одновременно напоминает отечественный сериал «Бар "На грудь"». Рина Саваяма прекрасно справляется с ролями в своих клипах. В текстах касается актуальных тем вроде гомофобии, потребительства и игромании. А значит, за ней и дальше будет интересно наблюдать.

Издатель Dirty Hit
https://www.instagram.com/rinasonline/


Бабба Березовый сок

«Бабба» — дуэт из Самары, продолжающий движение к массовой известности, хотя продвигать синти-поп с ироничными текстами от лица усталой горожанки — тяжкий и неблагодарный труд. Соревноваться с рэперами и поющими видеоблогерами для «Баббы» — не лучшая стратегия. Изящный стиль дуэта был бы уместен на гей-дискотеке и в стендап-клубе — там, где в воздухе больше юмора, а публика привыкла быть внимательной. Меньше чем через год после EP «За деревом дерево» вышел полноформатный альбом «Березовый сок». Он начинается с обстоятельного номера «90-60-90» (текст этой песни легко вообразить в устах той самой Наташи из мема с котами), в видеоклипе на который снялся колоритный юноша по имени Итиро Каникава, прилетевший в Москву из Южно-Сахалинска, а потом, уже в ситуации пандемии, объехавший полмира в попытке вернуться домой. По нынешним временам 11 песен — огромный объем, а «Бабба» еще и требует вашего внимания на всей дистанции. Но скучно не будет ни секунды. Это та самая умная поп-музыка, которая может изменить жизнь взрослого человека. Если он ее, конечно, услышит.

Издатель Союз Мьюзик
https://vk.com/babbaduo


Марк Ланеган Straight Songs Of Sorrow

Чуть больше чем полгода назад Марк Ланеган выпустил вместе со своей группой пластинку «Somebody’s Knocking», и тогда мы писали, что певец решил сконцентрироваться на постпанке и доступной широким слушательским массам «байкерской» версии панк-рока. На обложке нового альбома слова «band» нет, однако музыкальная палитра шире. На «Straight Songs Of Sorrow» соседствуют надломленный электрический блюз, дорожные баллады под акустику, нервозная электроника и эстрадные дуэты. В последнем случае место многолетней партнерши Ланегана Изобел Кэмпбелл заняла его супруга Шелли Брайен. В остальных ролях — Грег Дулли (The Afghan Whigs), Уоррен Эллис (The Bad Seeds, Dirty Three), Эдриан Атли (Portishead), Марк Мортон (Lamb Of God), а также бас-гитарист Led Zeppelin Джон Пол Джонс. Вся эта компания собралась для того, чтобы превратить в 15 песен свежую книгу мемуаров Ланегана «Sing Backwards And Weep». У ее автора получился лучший из всех альбомов в стиле рок, которые успели выйти в 2020 году. К 55 годам он еще и впечатляюще распелся, теперь ему доступны поистине никкейвовские драматические глубины и высоты. Как автор он на той же высоте давно.

Издатель Heavenly
https://www.marklanegan.com/


О! Марго Плохие слова

Песни Марго Лебедевой долго зрели — я, к примеру, успел выучить их еще в первых версиях «под гитару». Было очевидно, что само присутствие этой рыжеволосой барышни в клубе или на фестивале — уже как инъекция долгожданного лекарства. Но по мере работы над альбомом у песен появились электроакустические аранжировки самого передового свойства. Кто-то вспомнит Лили Аллен, кому-то слушательского опыта хватит только на Билли Айлиш. Когда альбом был готов окончательно, возникли ассоциации с записями Джорджии Барнс, дочери музыканта группы Leftfield Нила Барнса. С «О! Марго» похожий случай: Марго и ее группу неизбежно будут сравнивать с «Сансарой», группой ее отца Александра Лебедева. Марго унаследовала от него не только цвет волос, но и интерес к эксперименту. У Александра Лебедева он растянулся на 20 с лишним лет. Марго уже в первом своем альбоме продемонстрировала столько неожиданных стилистических и аранжировочных решений, что «Сансара» рискует остаться в тени юной наследницы идей. А заглавная песня альбома должна была стать гимном поколения — если бы дети продолжали ходить в школу.

Издатель Непокой
https://www.instagram.com/o.margo.music/


Калеб Лендри Джонс The Mother Stone

К 30 годам Калеб Лендри Джонс успел проявить свои актерские способности во франшизе «Люди Икс», в новаторском триллере Джордана Пила «Прочь» и в трагикомедии Мартина Макдоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». А еще Джонс снимался у Джима Джармуша, братьев Коэн, Дэвида Финчера и Дэвида Линча (с Линчем он теперь соседствует в каталоге лейбла Sacred Bones). Альбом «The Mother Stone» начинается с оркестрового интро в духе Нино Роты, стиль актера видоизменяется от песни к песне, вызывая в памяти «Jesus Christ Superstar», «Белый альбом» The Beatles и эксперименты незаслуженно забытого Марка Линкуса (Sparklehorse). Этот альбом — захватывающий карнавал, но и то, что происходит вокруг его автора, сложно назвать рутиной. Все песни были придуманы Джонсом во время съемок в «Аванпосте» и «Реальной любви в Нью-Йорке». Актер также сыграл на всех инструментах, кроме баса, на котором сыграл его старый друг Роберт Хадсон. С имиджем для обложки и клипов Джонсу помогла его девушка — художница Катя Зверева. Мало кто отказался бы пожить такой жизнью.

Издатель Sacred Bones
https://www.instagram.com/caleblandryjoness/


Фиона Эппл Fetch The Bolt Cutters

Став в 12 лет объектом сексуальной агрессии, Фиона Эппл проживает жизнь с этой травмой, совершенствуясь в музыке, получая золотые диски и номинации на Grammy, уходя в долгие депрессии и возвращаясь с еще более грандиозными песнями, черновики которых порой написаны буквально ее собственной кровью. Начав карьеру еще в XX веке, она напоминала о себе примерно раз в семь лет и ничуть на этот счет не сокрушалась. Ее стремительный и щемящий пиано-рок достиг на «Fetch The Bolt Cutters» заоблачных высот — и это притом, что новый альбом целиком записан у певицы дома, с использованием рояля и всего, что попадалось под руку. Говорят, в записи приняло участие пять собак — найдите их лай в песнях. Что же касается фразы в заглавии — «Принесите болторезы!»,— то она взята из сериала «Крах», где в одной из сцен героиня Джиллиан Андерсон освобождает девушку, подвергшуюся пыткам. «Fetch The Bolt Cutters» — альбом как о свободе всех женщин, так и о бесконечном конфликте певицы с индустрией. Да и нас всех уже пора выпускать на волю.

Издатель Sony
https://m.facebook.com/fionaapple/


Алексей Вишня Танцы на битом стекле

«Танцы на битом стекле» (1989) — классический альбом эпохи магнитоиздата, который его автор, один из главных ленинградских саунд-продюсеров, запустил в народ по тем же каналам, что и «Группу крови» «Кино». Господин Вишня не скрывает, что отчаянное подражание «Ласковому маю» было сознательной провокацией на фоне окружавшей его рок-героики. Но тексты были далеки от паточного попа, и в итоге взращенная Ленинградским рок-клубом публика альбом одобрила. На цифровых платформах «Танцы на битом стекле» вышли только сейчас, после переиздания альбома на виниле. Оригинальная запись прошла через соответствующий мастеринг и слушается великолепно. А вот с обложки исчез шприц. То есть условная нагота в сегодняшнем мире — о’кей, а намеки на наркотики лучше оставить только в текстах. После выхода «Танцев на битом стекле» и первых двух альбомов Натальи Ветлицкой остался только один значимый русский артист, чьи записи недоступны пользователям цифровых сервисов. Его зовут Юрий Антонов.

Издатель Алексей Вишня
https://vk.com/polittechno


Man Man Dream Hunting In The Valley Of The In-Between

В середине 2000-х музыканты филадельфийской группы Man Man выходили на сцену в костюмах химзащиты с боевой индейской раскраской на лицах и играли на всем, что может издавать звук, включая алюминиевую посуду и детские маримбы. Участники Man Man называли свой стиль маниакальным цыганским джазом, но внутри этой раздолбайской музыки обнаруживалась неподдельная драма. В новом десятилетии Man Man умерили пыл и стали играть прилежный и тщательно аранжированный авант-поп. А в последние семь лет про них ничего не было слышно. Новый альбом выходит в эпоху, когда остервенелым кабаре, прославившим Man Man, не занимается вообще никто. Пусть сегодняшний угар Man Man и не поднимается до высот Фрэнка Заппы, как в былые времена, их новая музыка все равно ощущается как укол адреналина. Галопирующее расстроенное фортепиано, сбрендившая маримба, томный саксофон и сиплый Райан Каттнер в центре всей картины. Всё на месте.

Издатель Sup Pop
https://www.manmanband.com/


РАМШ Мой мир

Под вывеской «РАМШ» скрывается один из ключевых персонажей московской клубной жизни Евгений Антимоний. Когда-то он основал сеть пивных «Кружка» и продюсировал Богдана Титомира, а потом открыл артиста Василия Вакуленко (Басту) и при его живейшем участии построил клуб и музыкальную компанию «Газгольдер». В создании и исполнении песен Антимоний раньше замечен не был. Он и вообще не самый публичный персонаж, вот и о его альбоме «Мой мир» прессе сообщают только один факт — что он выходит в год 15-летия «Газгольдера». В единственном интервью СМИ, данном когда-то журналу GQ, на вопрос: «Евгений, вы бандит?» Антимоний отвечает: «Нет, конечно. А похож?» Первый сингл «Природа и мусора», вышедший в конце прошлого года, вызвал одновременно восторг и оторопь — так, по идее, должно звучать радио «Шансон» здорового человека. Блатная гитарка в сочетании с плотным речитативом, аккуратная лирика и леденящая кровь криминальная аутентика под девизом «День за днем играем с огнем». Местами очень похоже на Басту, но это, скорее всего, оттого, что они в буквальном смысле дышат одним воздухом.

Издатель Gazgolder
https://gazgolder.com/


Вся лента