Психическая передозировка

Почему диагноз «шизофрения» в России ставят подозрительно часто

В 2013 году в России насчитывалось 559 420 человек с диагнозом «шизофрения», в 2017 году — 488 500. Стало меньше, но и это много. Представители российского общества психиатров бьют тревогу: в России наблюдается гипердиагностика шизофрении.

Введение в психиатрию

За 15 лет число больных шизофренией в мире увеличилось на 30% и сегодня составляет 45 млн человек, или 0,8%. К 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, которые будут лидировать по количеству людских трудопотерь, связанных с этими заболеваниями. Таковы прогнозы Всемирной организации здравоохранения. Общественное мнение в нашей стране таково, что больных с шизофренией считают опасными для общества.

Психические расстройства в скором времени обгонят сердечно-сосудистые заболевания, до сих пор традиционно лидирующие в структуре заболеваемости населения земного шара. Шизофрения ведет к инвалидности чаще, чем возникновение слепоты, а опережают его лишь деменция и паралич.

Яркие симптомы

Есть три основных симптома шизофрении: психотические, они же продуктивные, или положительные, негативные, а также когнитивные. Психотические симптомы яркие, драматические, широко описанные в культуре. Например, галлюцинации (зрительные, слуховые, телесные) и бред. Хотя есть «истинные» галлюцинации и псевдогаллюцинации. В первом случае человек слышит голос, который его зовет из кухни, или видит цаплю, стоящую на его кровати. Такая форма практически никогда не встречается при шизофрении, хотя большинство людей уверены в обратном, зато свидетельствует о наличии патологии — интоксикации, травме, опухолях, эпилепсии. Псевдогаллюцинации — это когда пациент видит все через «приемник», это те самые «голоса», которые что-то комментируют, призывают к действию, приказывают и даже угрожают. В этом случае голоса могут стать духовным наставником либо, наоборот, будут сводить с ума.

Как при создании нового препарата сочетать интересы медицины и бизнеса

Смотреть

Бред — расстройство мышления, при котором мысли человека, его выводы, заключения построены на нелогичных суждениях, с таким пациентом невозможно спорить и невозможно разубедить в том, что он утверждает. Это тоже психотический симптом. Первичный бред развивается долго, последовательно, например, соседка меня травит, поэтому я буду защищаться. А вторичный возникает на фоне измененного настроения, галлюцинаций, когда нужно интерпретировать то, что окружает больного. Есть также бред внешней обстановки, например, индуцированный бред, который часто бывает у основателей культов; бред помилования, когда узник считает, что его расстреляют в любом случае, железнодорожная паранойя, когда кажется, что все шепчутся, смотрят, обсуждают, хотят навредить. Главная проблема в том, что бред и галлюцинации могут быть абсолютно у любого человека, например, при отравлении или кровопотери, высокой температуре, инфекционных заболеваниях. И ставить диагноз «шизофрения» в таком состоянии нельзя.

Однако согласно результатам опроса Российского общества психиатров, в котором приняли участие 807 врачей-психиатров со стажем около 17 лет, только 14% выставляет диагноз «шизофрения» в полном соответствии с МКБ (международная классификация болезней), остальные же не руководствуются всеми принципами МКБ либо помнят не все симптомы. А 3% считают, что нужно вовсе удалить из МКБ-10 главные признаки шизофрении — негативную симптоматику и когнитивные нарушения.

Негативная симптоматика — это снижение энергии у человека, апатия, безволие. Когнитивные нарушения — это расстройство мышления, восприятия, внимания. У больного могут наблюдаться дезорганизация мышления, речи, он может себя социально изолировать, что часто сопровождается молчанием, надолго оставаться в застывшей позе, либо, наоборот, впадать в бесцельное возбуждение, которое выражается в вычурности, манерности, неестественности пластики, бесконечном хождении и заламывании рук. При этом ни один из признаков не является достаточным для диагностики шизофрении, это может быть любое другое заболевание. А вот наличие всех трех одновременно — позитивной, негативной и когнитивной симптоматики длительностью не менее полугода — действительно может быть признаком шизофрении.

Часто это заболевание начинается в подростковом или даже детском возрасте, иногда позже. Согласно статистике, частые или длительные галлюцинации бывают только у 50% больных. По данным крупного исследования (Epidemiological Catchment Area Project, США), у 11–13% людей хотя бы раз в жизни возникали галлюцинации. Другое исследование, проводившееся в Голландии, показало, что «истинно патологические» галлюцинации наблюдались у 1,7% населения, но еще 1,7% испытывали галлюцинации, которые не были признаны клинически значимыми.

Последствия гипердиагностики

В 2013 году в России насчитывалось 559 420 человек с диагнозом «шизофрения», в 2017 году — 488 500. Эти данные свидетельствуют не о том, что больных шизофренией стало меньше, а о том, что диагностика стала точнее. И все же представители российского общества психиатров бьют тревогу: в России этот диагноз ставят неоправданно часто. Например, кратность расхождения количества пациентов с биполярным расстройством личности (БАР), которое напоминает по некоторым проявлениям шизофрению, в мире и в России различается в 150 раз! А кратность расхождения депрессивных и тревожных расстройств, которые тоже могут сопровождаться однократным психозом, в 60 раз! При этом мировая медицина свидетельствует о том, что распространенность шизофрении — самая малая среди других психических расстройств. Это означает, что больных БАР и расстройствами часто лечат у нас как больных шизофренией.

Эту ситуацию можно изменить, если относиться к больным шизофренией и подобными психиатрическими заболеваниями избирательно, давая людям шанс на реабилитацию, а не ставить на них крест. Ведь чаще всего они не опасны, как бы ни пытались это доказать те, кто стигматизирует эти заболевания.

Ксения Суворова

Вся лента