Автокомпоненты становятся легче

Правительство утвердило правила возмещения ввозных пошлин

Как и предполагал “Ъ”, правительство продлило до 2020 года выплаты компенсаций роста ставок ввозных пошлин на автокомпоненты для режима промсборки. Концерны и производители компонентов смогут возместить и недополученные с конца 2018 года субсидии — более 5,9 млрд руб. Правила выделения претерпели минимальные изменения, которые, полагают источники “Ъ”, указывают на возможность распространения схемы на специнвестконтракты (СПИК). Об этом просили автоконцерны, хотя исходно льготы предполагались только в рамках промсборки. Расширение сферы действия субсидий, по данным “Ъ”, будет обсуждаться в правительстве в ближайшее время.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Премьер Дмитрий Медведев 1 июля утвердил правила предоставления в 2018–2020 годах субсидий автоконцернам и производителям компонентов на компенсацию части затрат при производстве автомобилей, а также узлов и агрегатов к ним. Господдержка будет оказана только компаниям, у которых действуют соглашения о промышленной сборке: у большинства концернов они уже истекли, а в 2020 году закончатся у всех участников рынка. Речь идет о возобновлении бюджетных компенсаций роста ввозных пошлин на компоненты.

Режим промсборки давал льготные условия по ввозным пошлинам на компоненты, но в рамках обязательств РФ перед ВТО их ставки были повышены. Мера была запущена на этом фоне в конце октября 2018 года для сохранения условий работы концернов и проработала всего месяц. В 2019 году на эти цели выделено 18,8 млрд руб., в 2020-м предусмотрено 20,39 млрд руб.

Само постановление 1278 о компенсациях претерпело косметические правки: изменилась формулировка о круге получателей субсидий. Указание, что те предоставляются производителями машин или автокомпонентов в режиме промсборки, удалено, однако сказано, что компенсируются затраты на закупку комплектующих «в целях производства колесных транспортных средств либо узлов и агрегатов к ним в режиме промышленной сборки». Источники “Ъ” на рынке полагают, что это может указывать на возможность распространения действия постановления и на режим СПИК. Об этом, как писал “Ъ” 17 июня, просили крупнейшие российские концерны, но у Минфина возникли опасения, что в таком случае количество получателей заметно расширится, что приведет к росту расходов бюджета.

Сами контракты, в отличие от соглашений о промсборке, рамочные и не предполагали обязательств по льготам на пошлины или таким компенсациям. То есть доступ к ним изначально не гарантировался, и это было известно на стадии подписания. Но, например, при обсуждении СПИК в «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» оценивали, что после истечения соглашения о промсборке и без контракта компания из-за пошлин недополучит около 5 млрд руб. в год (см. “Ъ” от 8 октября 2018 года).

СПИК в автопроме по старым правилам подписывались до 1 июля, и после этой даты, по идее аппарата правительства, можно точно определить список тех, кто заключил такой контракт, говорит источник “Ъ” в автопроме, потому логичным сочли провести отдельное совещание после этой даты для снятия вопросов Минфина. В Минфине переадресовали вопросы в Минпромторг, там не ответили “Ъ”. При этом ранее российские концерны говорили о необходимости компенсаций для уравнивания условий с действующими соглашениями о промсборке и только для тех, кто их выполнил, что не предполагало бы долгосрочного субсидирования и расширения круга получателей.

По постановлению 1278 Россия может компенсировать до 90% затрат автопроизводителя-инвестора на закупку комплектующих без учета сумм НДС, предъявленных поставщиками комплектующих или уплаченных при ввозе товара в РФ, поясняет партнер Bryan Cave Leighton Paisner Владимир Чикин: иными словами, могут компенсироваться инвестору не ввозные пошлины, что запрещено, а затраты на закупку комплектующих. Соглашение ВТО по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), запрещает предоставление льготы на таможенные пошлины в обмен на инвестиции, но постановление 1278 составлено так, чтобы не допустить даже потенциального возникновения претензий со стороны членов ВТО и не содержит указаний на компенсации пошлин, отмечает он. Источник “Ъ” также обращает внимание, что любые претензии со стороны стран ВТО не выглядят обоснованными, поскольку доступ к таким субсидиям имеют и иностранные компании.

Ольга Никитина

Сколько в итоге в автопроме СПИК

2 июля Минпромторг заявил о подписании оставшихся в автопроме специнвестконтрактов (СПИК, дают налоговые льготы в обмен на инвестиции) с Volkswagen, Toyota, альянсом Peugeot-Citroen, GM-АвтоВАЗ, Volvo Trucks и калининградским «Автотором». Компании успели подписать контракты по старому режиму до 1 июля. Это дает им возможность претендовать на промсубсидии (де-факто компенсации утильсбора), а также потенциально на компенсации роста пошлин на автокомпоненты.

Эти СПИК помогут привлечь в экономику РФ свыше 100 млрд руб. частных инвестиций ведущих мировых автоконцернов, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, а в результате реализации проектов в бюджеты различных уровней поступит свыше 523 млрд руб.

Глава «Фольксваген Груп Рус» Маркус Озегович отметил, что СПИК — следующий шаг инвестпрограммы Volkswagen, в рамках которого концерн намерен модернизировать существующий модельный ряд и «значительно расширить его в будущем». Гендиректор «Вольво Восток» Сергей Яворский сообщил, что концерн локализует в том числе автоматизированную трансмиссию для тяжелой коммерческой техники и грузовики, работающие на сжиженном природном газе. Toyota будет продолжать увеличивать локализацию производства в РФ и реализовывать программы развития локальных поставщиков, сообщил президент ООО «Тойота Мотор» Сюдзи Суга. Гендиректор завода ООО «ПСМА Рус» Николя Фебве сказал, что группа PSA уже производит на заводе «ПСМА Рус» в Калуге пассажирские и коммерческие автомобили Peugeot и Citroen и готова расширять модельный ряд, продолжать инвестировать, увеличивать локализацию, налаживать экспорт. Подписание СПИК — эффективный инструмент для стабильной работы на российском автомобильном рынке, заключил глава GM-АвтоВАЗ Ромуальд Рытвински. «Автотор» в рамках СПИК организует «полнопрофильное производство всего модельного ряда с применением операций сварки и окраски кузовов», расширит локализацию, сообщил гендиректор ООО «Автотор Холдинг» Александр Сорокин. Сейчас завод производит большинство моделей в режиме отверточной сборки.

В итоге в автопроме РФ заключены 14 СПИК. Ранее СПИК в легковом сегменте автопрома подписали АвтоВАЗ при участии Renault-Nissan-Mitsubishi, «Мазда Соллерс», «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (завод Hyundai в РФ, также собирает Kia), Daimler. В коммерческом сегменте контракты есть у КамАЗ-Daimler, «Соллерс» с привлечением обновленного СП Ford Sollers, СП «Исузу Соллерс», группы ГАЗ (с возможностью включения грузовиков линейки грузового подразделения Volkswagen — Traton AG. Таким образом, контракты подписали все ключевые игроки рынка.

Ольга Никитина

Вся лента