Инвестиционная пауза затянулась

Крупные и средние компании не вкладывают прибыль в капитал

Капитальные инвестиции крупных и средних компаний в первом квартале 2019 года сократились на 1,2%, свидетельствуют данные Росстата, за год в них еще сильнее выросла доля собственных средств. Устойчивый рост капвложений по-прежнему наблюдается в сельском хозяйстве, добыче угля, нефти и газа, металлургии, химии и пищевой промышленности. Однако даже на фоне двукратного роста прибыли, главным образом за счет экспортных отраслей, при прочих равных условиях ожидать роста частных капвложений можно не раньше, чем через год.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Подробная статистика капвложений, опубликованная Росстатом, свидетельствует: в первом квартале 2019 года инвестиции крупных и средних компаний снизились на 1,2%. Ранее, публикуя показатель с досчетами на малый бизнес и вложения, не наблюдаемые прямыми методами, статистики сообщали о росте капвложений в первом квартале на 0,5%. Таким образом, инвестиции крупного и среднего бизнеса сокращаются последний год среднеквартальными темпами в 1,2%. По оценкам ЦМАКП, даже с досчетами при устранении сезонности объем вложений первого квартала был на 2,6% меньше среднего уровня 2012 года — как и в последние четыре года. На слабые инвестиции в первом квартале указывал и рост депозитов предприятий в банках — с исключением влияния валютной переоценки в первом квартале, по данным ЦБ, они выросли на 6%. Для многих предприятий это рентабельнее инвестиций (см. “Ъ” от 22 апреля).

Компании все больше инвестируют за счет собственных средств — доля таких вложений выросла за год на 1,1 процентного пункта (п. п.), до 64% всех инвестиций, а доля заемных средств снизилась — главным образом за счет бюджетов, доля которых просела на 2 п. п., до 7,6%. Впрочем, доля банковского финансирования капвложений, в том числе из-за рубежа, росла (10,1% против 7,9% год назад). Заметно изменилась за год и структура инвестиций: компании меньше вкладывали в строительство, доля которого снизилась до 41,7% (на 5 п. п. за год), и больше — в оборудование, его доля выросла на 3 п. п., до 38,5%.

Отраслевая статистика позволяет выделить ряд отраслей, где вложения росли и в первом квартале 2019 года, и год назад,— но их круг ограничен и связан либо с импортозамещением, либо с экспортом. Это сельское хозяйство, добыча угля, нефти и газа, металлургия, химия и пищевая промышленность. Схожая ситуация наблюдается и в отраслевых данных о чистом финансовом результате компаний (за вычетом малого бизнеса, финансового и госсектора). За первый квартал 2019 года их прибыль до налогообложения выросла в годовом выражении на 49% — двузначные темпы роста сохраняются четвертый квартал подряд, чему в 2019 году способствовали рост доходов экспортеров и ослабление рубля.

Отметим, что опросы промышленников ИЭП им. Егора Гайдара (на них приходилось 49% всех капвложений) фиксируют: инвестпланы, которые к апрелю растеряли весь оптимизм начала года, опустившись с плюс 15 до минус 2 пунктов, в мае перестали ухудшаться, даже прибавив 5 пунктов. Впрочем, в ИЭП не ждут от показателя рывка — скорее выхода на плато. Формально разрыв между ростом прибыли и инвестиций составляет порядка года, что может быть связано с особенностями отчетности и дивидендной политики (см. график). Это означает, что при прочих равных роста вложений компаний можно ждать не раньше 2020 года.

Алексей Шаповалов

Вся лента