РФПИ пробует инвестиции в говядину

Фонд может приобрести долю в мясокомбинате в Оренбургской области

Несмотря на несостоявшиеся сделки с агрохолдингами «Эфко» и «АФГ Националь», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) не утратил интерес к сельскохозяйственному бизнесу. Вместе с итальянской Inalca, которая управляет в России комбинатом по производству говядины Orenbeef, и партнерами фонд может вложить в предприятие 1 млрд руб. в обмен на долю. Это частично решит проблему Orenbeef с нехваткой сырья, но вряд ли поможет конкурировать с основными игроками — «Мираторгом» и «Заречным».

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

О том, что РФПИ с партнерами, арабскими фондами, выступят инвесторами комбината по производству говядины в Оренбургской области Orenbeef, “Ъ” рассказал источник, знакомый со сделкой. Orenbeef принадлежит итальянской Inalca (входит в Cremonini Group), которая также управляет предприятием по производству гамбургеров в Москве Marr Russia. Orenbeef выпускает охлажденную, мороженую говядину и субпродукты, мощность — более 100 тыс. голов КРС в год, сказано на сайте завода. Среди клиентов — Metro и McDonald’s. Согласно Karoteka.ru, в 2017 году выручка ООО «Оренбив» выросла на 51,9%, до 2,99 млрд руб. Чистый убыток был 105,06 млн руб. против 39,45 млн руб. годом ранее.

По данным источника “Ъ”, Orenbeef привлечет свыше 1 млрд руб. от Inalca, РФПИ и партнеров. В обмен фонды получат миноритарную долю в компании. Сделка должна закрыться до конца этого лета. Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова говорит, что РФПИ вкладывает в проекты в среднем не более 300 млн руб. и в этот раз также может ограничиться этой суммой. Стоимость Orenbeef, исходя из отчетности, она оценивает максимум в 2 млрд руб. Таким образом, РФПИ может получить около 15% компании. В РФПИ подтвердили “Ъ”, что планируют совместные инвестиции с Inalca, отказавшись от дальнейших комментариев. В Inalca и Orenbeef на вопросы “Ъ” не ответили.

Средства Orenbeef планирует направить на развитие и вертикальную интеграцию, включая создание откормочных площадок, говорит источник “Ъ”. По словам собеседника “Ъ” в отрасли, основная проблема Orenbeef — сильная нехватка сырья, предприятие вряд ли перерабатывает более 10 тыс. голов КРС в год. При этом важно иметь однородное сырье, а Orenbeef, скорее всего, закупает КРС различных пород у сторонних фермеров, рассказывает он. По оценкам участника рынка, за 1 млрд руб. можно построить откормочную площадку примерно на 10 тыс. голов КРС. В среднем это может позволить Orenbeef повысить производство примерно на 2,7 тыс. тонн мяса в год, подсчитал он. В McDonald’s говорят, что по мере развития сети ресторанов объемы закупок у Orenbeef будут расти.

Старший советник Bain & Company Игорь Бучацкий отмечает, что выращивание мясных пород КРС обходится дорого, поэтому в России этим занимаются всего несколько компаний. Крупнейшие — АПХ «Мираторг» Виктора и Александра Линников, а также ГК «Заречное» Сергея Ниценко (бренд «Праймбиф»). По собственным данным, в год эти компании производят более 100 тыс. и 40 тыс. тонн мяса соответственно. По словам господина Бучацкого, ниша на российском рынке говядины есть. За 2018 год РФ импортировала около 240 тыс. тонн этого мяса, в основном из Белоруссии и Парагвая, указывает он. Но успешно конкурировать с «Мираторгом» и «Заречным» Orenbeef в любом случае будет сложно из-за масштабов, полагает участник рынка. В «Мираторге» и «Заречном» не ответили на вопросы “Ъ”.

Планы РФПИ по инвестициям в сельское хозяйство не всегда реализовывались. В 2016 году фонд с партнерами хотел вложить 10 млрд руб. в производителя масложировой продукции ГК «Эфко» в обмен на долю бизнеса. Еще 9 млрд руб. планировалось инвестировать в холдинг «АФГ Националь» (выпускает крупы, овощи и др.). Но сделки не состоялись. В компаниях комментарии не предоставили. По мнению участника рынка, РФПИ могли не устроить оценка бизнеса и динамика отрасли в целом. В 2018 году сельхозпроизводство в России впервые с 2012 года снизилось на 0,6%, сообщал Росстат. Сегодня РФПИ участвует в проектах по строительству молочных комплексов в РФ совместно с вьетнамской TH True Milk и таиландской CP Group.

Анатолий Костырев

Вся лента