Однажды в Канне

Российские фильмы на кинофестивале

Рифмовка названий фильмов «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино и «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой может вызвать иронию, но Каннский фестиваль тем и хорош, что умеет рифмами формировать парадоксальный контекст. О российском присутствии в Канне — Андрей Плахов.

Слева направо: режиссер Лариса Садилова, актеры Егор Баринов и Кристина Шнейдер

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Имя Ларисы Садиловой, ярко дебютировавшей двадцать лет назад, знакомо профессионалам, но в последнее время было не слишком на слуху. Приглашение ее новой картины в престижную программу «Особый взгляд» стало своего рода сенсацией.

Премьера прошла торжественно и тепло, но вызвала у некоторых соотечественников удивление: почему именно этот фильм, постановочно скромный, а по фабуле как бы банальный, каннская отборочная комиссия предпочла множеству других предложений из России?

В забытом богом Трубчевске, что в Брянской области, живут водитель-дальнобойщик и молодая женщина, подрабатывающая вязанием. Оба в браке, но регулярно встречаются на трассе: любовь. Оба не слишком рефлексируют — до тех пор, пока правда не выходит наружу и не становится понятно, что разрушать свою семью не готовы ни он, ни она. Привет от «Осеннего марафона» и других советских фильмов «на морально-этическую тему». Однако сегодня подобный сюжет не выстрелил бы и не достиг набережной Круазетт, если бы не был погружен в квазидокументальную атмосферу общества, внешне слегка модернизированного, но по сути патриархального.

И главные персонажи, и прочие обитатели Трубчевска зависли в мифологическом, остановленном времени, в котором, даже если нет войны, все заполнено и пропитано воспоминаниями о ней. На самом деле война — это и есть религия этих людей, то, что объединяет их в некое тайное сообщество. И тут нет большой разницы между ветхой старушкой, действительно пережившей военное лихолетье, и подростками, даже детьми, сливающимися в «народ» на семейных празднествах и реконструкциях Дня Победы. В фильме Садиловой патриотический дискурс не осуждается и не приветствуется, он просто присутствует и оттеняет параллельно текущую жизнь. Здесь нет «чернухи», нет неприятных и отвратных лиц, но над березовыми рощами и сочными лугами висит ощущение безвременья. Как будто этих людей высадили из лайнера XIX века на какой-то сказочный остров, где если жизнь и движется, то по кругу. Но ощущение этой заданности передано без всякого нажима. А «европейское» легкое дыхание — редкость в страдающем тяжеловесностью российском кино: еще и поэтому Садилова вытащила счастливый билет.

Как это ни странно, «Однажды в Трубчевске» в чем-то перекликается с другим нашим фильмом из «Особого взгляда» — «Дылдой» Кантемира Балагова. По стилю и методу они контрастны, но в обоих возникает этот образ застывшего времени, остановленного войной и законсервированного в душах героев.

Совсем с другой стороны и в другой перспективе рассматривается это полукоматозное состояние в короткометражке «Сложноподчиненное» режиссера Олеси Яковлевой, включенной в программу Cinefondation. В ней тоже речь идет о душном воздухе нашей милой провинции.

При этом во всех русских фильмах, оказавшихся в Канне, практически нет примелькавшихся «телевизионных» лиц, а есть оригинальные, одаренные молодые исполнители. Это Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина из «Дылды», а также более опытная актриса и певица Кристина Шнайдер, уже снимавшаяся у Александра Митты в фильме «Шагал — Малевич», а у Садиловой представшая в неожиданно гротескном стиле.

Русский язык (наряду с украинским и татарским) звучал еще в одном фильме: камерном роуд-муви «Домой» 26-летнего режиссера Наримана Алиева. Картина рассказывает о путешествии из Киева в Крым отца-татарина, некогда депортированного, потерявшего сына в боях на Донбассе и задумавшего во что бы то ни стало похоронить его на крымской земле.

Каннский фестиваль стал площадкой для многих кинопроектов, задуманных российскими продюсерами, иногда совместно с зарубежными партнерами: многие из них были представлены в традиционно организуемом компанией «Роскино» российском павильоне. Своя жизнь шла на каннском кинорынке, где работал объединенный стенд российского контента «Made in Russia». Будут ли отмечены наши фильмы официальными наградами фестиваля, мы узнаем совсем скоро.

Фотогалерея

Каннский кинофестиваль-2019

Смотреть

Вся лента