Поход «Мудрого» выявил трех буйных

Самых «отличившихся» моряков наказали по итогам плавания фрегата к берегам Сирии и Йемена

Как стало известно “Ъ”, фрегат Балтийского флота «Ярослав Мудрый» вернулся из последнего дальнего похода с тремя уголовными делами. При выполнении кораблем боевых задач у берегов Сирии и в Аденском заливе матросы устроили три драки, за которые их зачинщики получили условный срок и два судебных штрафа. Защитники моряков говорят, что инциденты не были связаны с военной службой. Просто молодые люди, фактически проведшие полгода в замкнутом пространстве, решили выплеснуть накопившуюся у них энергию.

Фото: Подгорчук Александр, Коммерсантъ

«Ярослав Мудрый» вышел в плавание из Балтийска — главной базы Балтийского флота — 15 апреля 2018 года. По официальным данным, его дальний поход проходил в соответствии с планом боевой подготовки ВМФ России, а одной из задач фрегата являлось обеспечение безопасности гражданского судоходства в районе Аденского залива и Африканского Рога. ЧП случились уже на завершающем этапе похода, когда, по данным источников “Ъ”, «Ярослав Мудрый» находился в Средиземном море. 26 августа старший матрос контрактной службы Евгений Гусев в посудомоечном цехе камбуза возмутился медлительностью одного из моряков, заступивших в суточный наряд. Недовольный контрактник сбил нерасторопного сослуживца на пол ударом ноги, а когда тот начал возмущаться, притянул его к себе через окно для раздачи пищи, наговорив в ответ грубых слов.

6 сентября другой старший матрос Никита Майоров на том же камбузе в ответ на замечание старшего по званию по поводу «санитарного состояния» объекта ударил его кулаком и пнул ногой.

Последнее ЧП произошло 20 сентября, когда фрегат находился в сирийском порту Тартус. Сержант Рамазан Абдуллабеков, являясь дежурным по боевой части, после 22 часов, когда была объявлена команда «отбой», зашел в кубрик №4, где увидел, что один рядовой-контрактник не спит, а включил телевизор и пьет кофе.

По версии самого сержанта, на замечание рядовой высказался в его адрес «обидными словами», по сути, сказал, «чтобы он не боялся последствий нарушения распорядка дня», после чего между ними произошел спор о том, какой вид единоборств лучше, а затем они стали бороться. В ходе борьбы, как утверждает сержант, он случайно задел нос потерпевшего, от чего у него потекла кровь, в связи с чем тот схватил железную обувную ложку и ударил его по лицу, а также еще один раз кулаком в голову, когда их стали разнимать сослуживцы. При этом Абдуллабеков настаивал, что рядового он не бил, а повреждение причинил ему «неумышленно». Конфликт же между ними, по его версии, был связан исключительно с преимуществом одного вида борьбы над другим.

По возвращении фрегата в Балтийск в конце октября прошлого года военное следствие обвинило Евгения Гусева в оскорблении военнослужащего во время исполнения им обязанностей военной службы (ч. 1 ст. 336 УК РФ), Никиту Майорова — в насильственных действиях в отношении начальника (ч. 1 ст. 334 УК РФ), а Рамазана Абдуллабекова — в превышении должностных полномочий с применением насилия (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ). В марте этого года все три уголовных дела были переданы в Балтийский гарнизонный военный суд (ГВС). Поскольку старшие матросы впервые привлекались к уголовной ответственности и признали свою вину, их уголовное преследование было прекращено, а в качестве наказания к ним применены судебные штрафы. Для Гусева штраф составил 15 тыс. руб., а для Майорова — 20 тыс.

Дело сержанта Абдуллабекова, не признававшего избиение подчиненного, Балтийский ГВС рассмотрел по существу. В ходе слушаний свидетели инцидента, ранее дававшие показания против сержанта, выступили в его поддержку, однако суд решил, что должны учитываться те факты, которые они сообщали первоначально. В соответствии с ними, обоюдной драки, как и обмена приемами рукопашного боя, фактически не было: сержант за неподчинение приказу в кровь разбил лицо рядовому.

Рамазана Абдуллабекова, учитывая, что преступление им было совершено во время выполнения кораблем боевой задачи вне пределов Российской Федерации и связано с отношениями между начальником и подчиненным, суд приговорил к трем годам заключения, которые потом постановил считать условными. В отношении сержанта сейчас действует испытательный срок в один год, в течение которого он должен своим поведением доказать исправление. В период военной службы, по решению суда, он не должен допускать грубых дисциплинарных проступков, а после ее окончания — нарушений общественного порядка.

Адвокат осужденного Евгений Серых сообщил “Ъ”, что он обжаловал приговор в Балтийском флотском военном суде. По версии защитника, это был обычный бытовой конфликт между молодыми людьми, никак не связанный с военной службой. Проведя полгода фактически в замкнутом пространстве, они решили выплеснуть накопившуюся у них энергию, полагает защитник.

В целом же командование Балтийского флота признало дальний поход «Ярослава Мудрого» успешным, а задачи, поставленные перед его экипажем, выполненными. Особо отличившихся моряков по итогам похода наградили ведомственными медалями.

Николай Сергеев

Вся лента