Физику прописали лекарства из Европы

Комиссар СЕ по правам человека просит Татьяну Москалькову помочь обвиняемому в госизмене Виктору Кудрявцеву

Комиссар Совета Европы (СЕ) по правам человека Дуня Миятович попросила российского омбудсмена Татьяну Москалькову оказать помощь находящемуся в московском СИЗО 75-летнему физику Виктору Кудрявцеву, обвиняемому в госизмене. Госпожа Миятович отметила, что ученому необходимы лекарства и медобследование. Адвокаты физика подчеркивают, что его здоровье ухудшается. Ранее Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению обращение о применении правила «срочных мер» к господину Кудрявцеву и попросил российские власти представить данные о лечении заключенного.

Физик Виктор Кудрявцев

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

В среду уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова встретилась с комиссаром Совета Европы по правам человека Дуней Миятович, которая прибыла в Россию. «Встреча не носит официального характера, но имеет принципиально важное значение для выстраивания отношений с этим важнейшим институтом международного уровня»,— сообщила “Ъ” госпожа Москалькова. Она отметила, что обсуждали, в частности, конкретные дела осужденных, в том числе дело обвиняемого в госизмене 75-летнего физика Виктора Кудрявцева. «Обсуждалась судьба Кудрявцева, который в пожилом возрасте находится под стражей, и Дуня Миятович хотела попросить обеспечить его необходимыми медицинскими обследованиями и лекарствами»,— пояснила госпожа Москалькова.

Чем известен Виктор Кудрявцев

Смотреть

Ранее омбудсмену о деле физика написал президент Российской академии наук Александр Сергеев. Он пояснил “Ъ”, что к нему обратился сын ученого, заведующий лабораторией Института нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева (ИНХС РАН) Ярослав Кудрявцев. «Он сказал, что отец чувствует себя плохо, и очень просил ходатайствовать о том, чтобы изменили меру пресечения и отпустили домой. Мы этот вопрос с моими коллегами обсудили и решили, что это вполне разумное требование»,— сообщил господин Сергеев. Он отметил, что речь шла только о мере пресечения, а разбираться в обвинении будет суд: «Но на этом уровне, я считаю, мы должны обращать внимание. Это ученый, большой ученый, внесший существенный вклад в науку. Надо как-то делать послабления».

Омбудсмен направила обращение господина Сергеева генпрокурору России Юрию Чайке и обратилась во ФСИН с просьбой провести медосвидетельствование господина Кудрявцева. В ответ пришла информация, что медзаключение установило отсутствие тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей.

Напомним, сотрудник Центрального научно-исследовательского института машиностроения 75-летний Виктор Кудрявцев занимался моделированием обтекания ракет-носителей космических кораблей и спутников воздушной средой в ходе старта и посадки. Он был арестован 23 июля 2018 года. По версии ФСБ, Виктор Кудрявцев передавал бельгийскому Фон Кармановскому институту гидродинамики секретную информацию о применении гиперзвуковых технологий в боевых ракетных комплексах «Авангард» и «Кинжал» (“Ъ” рассказывал об этом 15 августа 2018 года). Коллеги и близкие физика говорят, что обмен информацией с институтом шел в 2011–2013 годах в рамках совместного с Минобрнауки России проекта по аэродинамике многоразовых космических кораблей. Как ранее сообщал “Ъ”, контрразведчики считают, что научная переписка ученого с бельгийским институтом была лишь прикрытием для передачи секретных сведений спецслужбам стран НАТО, в том числе США. При этом их не смущает отсутствие у ученого допуска к гостайне. По мнению источников “Ъ” в спецслужбах, «авторитет физика среди коллег был столь высоким, что для ознакомления с секретными данными специальная форма допуска и не требовалась».

Как советских и российских ученых обвиняли в шпионаже и госизмене

Смотреть

Адвокат правозащитной группы «Команда 29» Евгений Смирнов, представляющий интересы ученого, пояснил “Ъ”, что врач СИЗО осматривает физика и назначает лекарства. «Но СИЗО выдает только аспирин, хотя по закону обязано обеспечивать осужденных лекарствами. Их в итоге передают родственники. Но мы узнаем о назначении препаратов только через 2–3 недели, плюс добавляется время на их приобретение и передачу, в итоге Кудрявцев может их получить в лучшем случае через месяц»,— сообщил “Ъ” господин Смирнов. Он добавил, что защита уже много месяцев просит СИЗО направить заключенного в больницу для обследования, но в ответ приходят справки о его здоровье.

«Согласно этим справкам, здоровье ухудшается. Показатели сахара в крови такие, что кома может развиться в любую секунду, а на ногах уже появляются пятна — вестники гангрены при сахарном диабете. Ему уже трудно разговаривать»,— говорит господин Смирнов.

Суд отказывает в переводе заключенного под домашний арест. Но при этом следственные действия с ним не проводятся. «Следственных действий не проводилось с ноября. Но следователь продолжает требовать у Кудрявцева признать вину и дать показания на его коллег»,— говорит адвокат. Он напоминает, что в конце марта защита физика обратилась в Европейский суд по правам человека с просьбой принять правило 39-го регламента ЕСПЧ — правило «срочных мер». Страсбург коммуницировал обращение и задал российскому правительству несколько вопросов о состоянии господина Кудрявцева и о том, какое медицинское сопровождение ему оказывают. «Завтра исходит срок, в который Россия должна представить ответы»,— отметил господин Смирнов.

Анастасия Курилова

Вся лента