Приватизация уходит на федеральный рынок

Регионы и муниципалитеты ждут электронные торги и агенты правительства

Совет федерации одобрил принятый Госдумой проект Белого дома, призванный повысить эффективность приватизации имущества Минобороны, субъектов РФ и муниципалитетов. С 1 июня им придется торговать активами только на электронных торгах. При этом местные и региональные власти смогут обращаться лишь к продавцам из перечня 23 федеральных инвестконсультантов — торги, организованные региональными ГУПами, МУПами и фондами имущества, будут запрещены.

Фото: Антон Ваганов, Коммерсантъ

Проект поправок к ФЗ «О приватизации», внесенный Белым домом в Госдуму в октябре 2018 года, принят в трех чтениях и одобрен Совфедом. С 1 июня 2019 года возможность проводить приватизацию в электронной форме станет для властей субъектов РФ и муниципалитетов обязанностью. С 2018 года такой порядок уже действует для Росимущества (в части малой и средней приватизации), но в субъектах РФ активы продаются в основном с молотка, а муниципалитеты и Минобороны предпочитают закрытые формы подачи предложений о цене в конвертах, что часто приводит к скандалам и вмешательству прокуратуры. Законопроект исключает оба эти варианта ради «прозрачности и открытости» торгов. А продавать региональное и муниципальное имущество власти смогут напрямую через восемь операторов госзакупок — или силами 23 инвестконсультантов, утвержденных Белым домом операторов федеральной приватизации.

Малой и средней приватизацией занимаются, в частности, «ВЭБ Капитал», «ВТБ Капитал», Газпромбанк, «Сбербанк КИБ» и «Российский аукционный дом» (РАД). Поручать подготовку продаж иным юрлицам, в том числе региональным бюджетным и казенным учреждениям, ГУПам, МУПам и фондам имущества чиновники не смогут. Глава комитета по торгам «Деловой России» и РАД Андрей Степаненко поясняет, что чиновники в регионах смогут продавать на электронных торгах дешевые стандартные активы (гаражи, автомобили и т. д.), а профессиональные агенты должны привлекаться для продвижения значимых пакетов акций и зданий.

Объясняя цифровизацию приватизации в регионах и муниципалитетах, в Минэкономики ссылались на итоги 2016 года, когда в регионах были проданы лишь девять из 107 пакетов акций и 495 из более 26 тыс. объектов иного приватизированного в РФ имущества казны. Договоры с электронными площадками заключали только 40% субъектов РФ (и не все пользовались их услугами), а независимые продавцы практически не привлекались: в 72% случаев госорганы продавали имущество сами, в остальных — через подведомственные юрлица.

Однако у независимых профессиональных продавцов шире возможности маркетинга и поиска инвесторов, изучения объекта продажи и эффективного взаимодействия с потенциальными покупателями. Вице-премьер Московской области Дмитрий Куракин (ранее курировал приватизацию в Санкт-Петербурге и в Минобороны) считает поправки правильными. «Главное — умение продавать, то есть технология и опыт. Хорошего контрагента по конкурсу найти невозможно: участники демпингуют, ничем не рискуя, чтобы опубликовать объявление о торгах и при наличии покупателя заработать 0,2–0,3%. А выбор плохой площадки формирует историю неудачных продаж, что приводит к потерям бюджета»,— говорит он. Аккредитованные же правительством агенты имеют опыт: инвестбанки — в работе с активами, РАД — с недвижимостью, отметил господин Куракин.

Президент Российской гильдии управляющих и девелоперов, глава Colliers International Николай Казанский говорит, что содержание ГУПов, МУПов, ГБУ и ГКУ предполагает бюджетное финансирование без учета объема их продаж — к тому же они не занимаются рекламой, финансовыми услугами или переупаковкой продаваемых активов. Агенты же пула Белого дома не содержатся за счет налогоплательщиков и имеют федеральный уровень: «Теперь на имущество, например, в Краснодаре покупателя будут искать и в Сибири, и в Москве. Это повысит спрос на госимущество, которое сейчас чаще всего малоликвидно, а также прозрачность торгов и конкуренцию, что положительно отразится на цене продажи»,— говорит он.

Анна Пушкарская

Вся лента