Техосмотру требуют повысить прозрачность

Нужно ли ужесточать наказание за фиктивное прохождение процедуры

Глава Минтранса призвал ужесточить наказание за фиктивный техосмотр. По словам Евгения Дитриха, власти должны лучше контролировать эту процедуру, а в случае если водитель получил диагностическую карту без фактического осмотра машины, его следует жестко наказывать. В особенности это касается машин, которые занимаются коммерческими перевозками пассажиров, то есть такси, автобусов и маршруток.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Решит ли ужесточение наказания проблему фиктивного техосмотра? Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что здесь поможет другая мера, — нужно полностью отказаться от практики, когда систему техосмотра контролируют страховые компании: «За прошедшие годы, когда систему техосмотра в России контролировал Российский союз автостраховщиков, она была полностью развалена.

Прохождение техосмотра превратилось в полноценную фикцию, и это признают даже сами страховые компании.

Вводить какое-либо наказание за игнорирование ТО не очень продуктивно, потому что в стране нет системы реальных, хорошо оборудованных центров по прохождению техосмотра — они за эти годы просто вымерли, не выдержав конкуренции. Фиктивные документы о прохождении техосмотра продают сами страховые компании, они предлагаются вместе с покупкой полиса. Надо не реформировать систему, а создавать ее заново. Для этого необходимы серьезные инвестиции, это потребует много времени, и одним лишь ужесточением законодательства обойтись попросту невозможно. Государство должно продумать стимулы для создания в стране системы диагностических центров и центров проведения техосмотра. Второй шаг — это совершенствование законодательства в части прохождения техосмотра. Третий — улучшение практики работы ГИБДД, которая может и должна проверять его наличие».

Вопрос об ужесточении наказания за фиктивный техосмотр вновь возник после инцидента в Калужской области — на прошлой неделе там перевернулся автобус. В результате погибли несколько детей. Судя по диагностической карте, автобус, выпущенный 30 лет, назад проходил техосмотр в декабре прошлого года. Однако следователи считают, что документ подделан.

В прошлом году в Госдуме предлагали ввести уголовную ответственность для компаний, которые выдают диагностические карты без специальной аккредитации. Но в дополнение к этому следует сделать техосмотр обязательным только для перевозчиков, а не простых водителей, считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Пока у нас десятки миллионов автомобилей проходят обязательный технический осмотр, проконтролировать все практически невозможно.

Надо просто понять, что процедуру надо существенно локализовать, в частности, отменив ее для частных автомобилей, так как их водители сами отвечают за безопасность транспортных средств.

То есть нужно усилить контроль за теми транспортными средствами, которые осуществляют пассажирские и грузовые перевозки. Но здесь, опять же, проблема не столько в ужесточении наказания, сколько в профилактике допускаемых нарушений, в их пресечении. Потому что какой толк в том, что мы сейчас накажем водителей? Часто они и сами гибнут в таких дорожно-транспортных происшествиях. А вот заблаговременное наказание должностных лиц, которые не обеспечивают техническую неисправность автомобиля, было бы совсем другим делом».

В Госдуму недавно внесли законопроект об отмене обязательного техосмотра для частных автомобилей. Авторы документа считают, что процедура на самом деле не помогает избежать аварий, а лишь создает дополнительную финансовую нагрузку на водителей. Глава Минтранса Евгений Дитрих пообещал, что правительство ответит на эту идею сразу после того, как рассмотрит документ.

Владислав Викторов

Вся лента