Авиастроителям ставят банки

ОАК ждет ВТБ, Сбербанк и ВЭБ.РФ в капитале гражданского дивизиона

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ведет переговоры с потенциальными инвесторами по поводу участия в капитале ее гражданского дивизиона, который должен быть создан в 2019 году. Среди основных кандидатов называются ВТБ, Сбербанк и ВЭБ.РФ, выступающие крупными кредиторами структур корпорации.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Президент ОАК Юрий Слюсарь, отвечая в кулуарах форума NAIS-2019 на вопрос журналистов о возможности участия «мастодонтов», в числе которых ВТБ, Сбербанк и ВЭБ.РФ, в капитале своего гражданского дивизиона заявил: «Переговариваем с мастодонтами, у которых у нас значительные кредиты привлечены, поэтому их рассматриваем как наиболее перспективных партнеров. Пока конкретных договоренностей нет».

Диалога с иностранными инвесторами, уточнил глава ОАК, нет.

Впервые о планах создания отдельной гражданской дочерней структуры для привлечения в нее инвесторов с сохранением контроля за государством господин Слюсарь рассказал в интервью газете «Ведомости» летом 2018 года.

Источник “Ъ” в аппарате правительства подтвердил, что ОАК «примерно с того момента» прорабатывала повестку переговоров с руководством крупных банков на предмет их вхождения в капитал гражданского дивизиона.

«Это необходимо для поддержки флагманских программ дивизиона — среднемагистрального лайнера МС-21 и ближнемагистрального SSJ-100»,— пояснил собеседник “Ъ”.

Он уточнил, что финансовых ресурсов одной лишь госкорпорации «Ростех» (президент Владимир Путин подписал указ о вхождении в нее ОАК в октябре 2018 года) «объективно не хватит».

Решение о формировании четырех дивизионов корпорации (гражданского, военного, транспортного и специальной авиации) совет директоров ОАК принял в 2017 году. Окончательное формирование гражданского дивизиона запланировано на 2019 год. В состав формируемой на базе «Иркута» структуры войдут компании, деятельность которых связана с разработкой и производством гражданских самолетов, в частности «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, выпускает SSJ-100), «Аэрокомпозит», «ОАК — Центр комплексирования», ОКБ им. А. С. Яковлева. В конце 2018 года «Иркут» уже получил акции ГСС.

Исходно «Ростех» планировал вложить в развитие программы МС-21, стоимость которой Счетная палата осенью 2018 года оценивала в 438 млрд руб., всего порядка 30–40 млрд руб. Однако затем в интервью ТАСС заместитель гендиректора госкорпорации Дмитрий Леликов признавал, что потребность ОАК в финансировании гораздо выше. «Финансовое состояние актива непростое, но для “Ростеха” некритичное. При этом ОАК реализует ряд значимых национальных проектов, таких как МС-21. Но мы уже сейчас понимаем, что для реализации этих проектов потребуется в несколько раз больше дополнительных инвестиций, чем говорилось ранее»,— пояснял топ-менеджер.

В ВТБ, Сбербанке и ВЭБ.РФ на момент публикации на запросы “Ъ” не ответили.

Почему «Ростеху» придется вложить в ОАК огромные средства

Вхождение Объединенной авиастроительной корпорации в «Ростех» создает гигантский авиастроительный кластер, объем выручки которого превысит 1 трлн руб. Госкорпорация рассматривается как источник финансирования крупных проектов ОАК, что должно снять нагрузку с бюджета. Но пока в «Ростехе» говорят, например, о готовности вложить в МС-21 лишь 50 млрд руб., тогда как необходимо на порядок больше. При этом переход под контроль «Ростеха» увеличивает риск санкций для гражданских проектов ОАК.

Читать далее

Иван Сафронов

Вся лента