Вербальное прикрытие с воздуха

Удар Израиля по «Хезболле» в Сирии вызвал возмущение в Москве

Россия обвинила Израиль в очередной провокации в Сирии. В ночь на среду израильские ВВС из воздушного пространства Ливана нанесли удар по военным объектам в окрестностях Дамаска. Минобороны РФ утверждает, что в результате возникла прямая угроза двум гражданским самолетам. Российский МИД назвал действия Израиля «грубым нарушением суверенитета Сирии». Резкие заявления со стороны РФ прозвучали на фоне попыток Израиля восстановить доверительный диалог с Москвой после сентябрьского инцидента в небе над Латакией, в результате которого был сбит российский самолет.

Фото: Omar Sanadiki/File Photo, Reuters

В ночь на среду шесть израильских самолетов F-16, находясь в воздушном пространстве Ливана, запустили 16 управляемых авиабомб по территории к западу от Дамаска. 14 из них отразили сирийские средства ПВО. Две попали по логистическому центру сирийской армии, был нанесен ущерб складу боеприпасов. Ранения получили трое сирийских военных. Такова российская и сирийская версия событий. Оппозиционные сирийские источники утверждают, что удар был нанесен по складам ливанского шиитского движения «Хезболла» к югу и западу от Дамаска. Израильские СМИ добавляют, что в результате атаки была уничтожена секретная партия иранских управляемых ракет «Фаджр-5». Появилась также версия, что был атакован иранский самолет, на борт которого поднимались несколько высокопоставленных представителей движения, и именно они стали мишенью Израиля. Однако эта информация вызывает сомнение у многих экспертов.

Официально Израиль, как обычно, не прокомментировал атаку. Однако, выступая на церемонии выпуска курсантов-летчиков, премьер страны Биньямин Нетаньяху подчеркнул, что его страна не готова «мириться с иранским военным присутствием в Сирии». «Мы действуем против него решительно и твердо, в том числе в эти дни»,— сказал он.

На прошлой неделе господин Нетаньяху обещал, что вывод американских военных из Сирии не изменит политику Израиля. «Мы продолжим действовать против попыток Ирана создать военный плацдарм в Сирии и, если понадобится, даже расширим там свои действия»,— сказал он и сдержал обещание.

Это второй удар Израиля по Сирии после длительного перерыва, вызванного конфликтом с Россией. Напомним, что в сентябре, пытаясь отбить израильскую атаку, сирийские ПВО сбили в небе над Латакией российский самолет-разведчик Ил-20М. Тогда погибли 15 российских военных. Россия возложила ответственность за происшедшее на Израиль, однако он свою вину не признал, а, напротив, пытался доказать, что виноваты сирийцы, сбившие самолет, а также Иран и «Хезболла». Именно по их объектам в Сирии израильтяне и наносили удар, пытаясь предотвратить поставку высокоточных ракет в Ливан. В Москве аргументы Израиля официально не восприняли и поставили в Сирию во избежание дальнейших инцидентов систему ПВО С-300.

Единственный израильский удар по Сирии, о котором стало известно с тех пор, был осуществлен 29 ноября в районе Эль-Кисва к югу от Дамаска. Реакции России на эту атаку не последовало. По времени она произошла между встречей Биньямина Нетаньяху с президентом РФ Владимиром Путиным в Париже и визитом в Москву делегации израильских военных во главе с начальником оперативного управления израильского Генштаба генерал-майором Аароном Халивой. Это были первые консультации после инцидента в небе над Латакией. Комментарии израильтян по итогам визита были оптимистичны. Более того, в Twitter 10-го израильского канала появилась информация, что примерно через неделю Москву по приглашению российской стороны посетила еще одна группа израильских военных. «Создается ощущение, что Россия возвращается к нормальным отношениям с Армией обороны Израиля после инцидента в сентябре»,— утверждали израильские журналисты.

При этом источники “Ъ” сообщали, что позиция Москвы по действиям Израиля в Сирии не изменилась. Но израильтяне, похоже, пересекли обговоренную «красную черту».

Как подчеркнул официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков, удары Израиля по территории Сирии создали прямую угрозу двум пассажирским самолетам, которые в тот момент совершали посадку в аэропортах Бейрута и Дамаска. Он уточнил, что речь не идет о российских самолетах. Чтобы предотвратить катастрофу, Дамаску пришлось ограничить применение средств ПВО и РЭБ. Это позволило авиадиспетчерам в Дамаске увести пассажирский самолет из опасного района и направить его на запасной аэродром Хмеймим на севере Сирии. По словам министра общественных работ и транспорта Ливана Юсефа Финяноса, Бейрут намерен направить жалобу на Израиль в Совбез ООН.

В российском МИДе израильскую атаку назвали «грубым нарушением суверенитета Сирии и положений резолюций Совбеза».

В дипломатическом ведомстве особо обратили внимание на то, что израильская авиация действовала под прикрытием гражданских самолетов.

«Тон российских заявлений свидетельствует, что оптимистичный настрой израильских официальных лиц, которые считают, что диалог с Москвой возвращается на тот уровень, что был до сентябрьского инцидента, не верен. Напряжение в отношениях между Россией и Израилем никуда не делось»,— сказал “Ъ” израильский военный эксперт Андрей Кожинов.

Насколько известно из российских и израильских источников, две страны после сентябрьского инцидента пытались договориться о новых правилах работы в рамках механизма предотвращения инцидентов в сирийском небе, который был запущен осенью 2015 года. Как заявил бывший глава Управления израильской военной разведки, директор Института исследования национальной безопасности генерал-майор Амос Ядлин изданию Ynet, российская сторона хотела добиться от Израиля, чтобы он каждый раз запрашивал разрешение на нанесение удара по Сирии. Израиль с этим не согласился. «Был ли механизм изменен в той или иной степени? Может быть. Но нет сомнений, что сообщение (об атаке.— “Ъ”) было передано россиянам»,— сказал господин Ядлин.

Отметим, что в Минобороны РФ ничего не сообщили о предупреждениях израильтян, хотя в сентябре проблемам с уведомлениями об атаках было посвящено немало слов. Также ничего не было сказано, какой именно тип ПВО задействовался для уничтожения израильских авиабомб.

Полковник запаса Виктор Мураховский уверен, что С-300 во время операции не использовались. «Оттуда, где располагаются основные позиции С-300, в районе города Масьяф на горном плато, нельзя достать дамасское направление»,— заверил он “Ъ”. По словам эксперта, израильтяне вообще могли предупредить об атаке по линии координации чисто формально — за минуту, потому что находились в небе над Ливаном. «Так что все это могло обойтись либо без предупреждения вообще, либо в последний момент, с точки зрения заданных правил нарушений не было, а что касается взаимоотношений, это другой вопрос»,— резюмировал он.

Марианна Беленькая, Александра Джорджевич, Даниил Вигет

Вся лента