Рынок газомоторного топлива выйдет на новый уровень развития

технологии

12 декабря на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака обсуждалась поддержка развития рынка газомоторного топлива. На совещании рассматривались вопросы увеличения производства автомобильной техники, работающей на природном газе (метане), а также расширения газозаправочной инфраструктуры.

Фото: ООО «Газпром газомоторное топливо»

В настоящее время в правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится проект концепции подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», рассчитанной на период 2019–2024 годов, и проект плана мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива.

«В России сосредоточено 40% мировых запасов метана. В стране 170 тыс. км газовых магистралей, благодаря чему мы можем ставить заправки везде, используя существующую сеть»,— отметил Виктор Зубков, председатель совета директоров ПАО «Газпром».

В соответствии с проектом концепции подпрограммы планируется выделять субсидии не только производителям газомоторной техники в целях компенсации выпадающих доходов при предоставлении скидки покупателям на технику в газовом исполнении, но и компаниям, реализующим проекты по строительству объектов газозаправочной инфраструктуры.

«При поддержке Минэнерго России для транспортных средств на природном газе будет создана удобная и разветвленная сеть в ближайшие пять-семь лет. Это будет развитая заправочная инфраструктура в масштабах страны. Предприятия и перевозчики могут планировать приобретение коммерческого транспорта на компримированном природном газе, осуществлять переоборудование техники в сертифицированных центрах уже в 2019 году для снижения своих издержек и повышения рентабельности своих инвестиций»,— сказал Александр Новак, министр энергетики Российской Федерации.

Природный газ — самая эффективная альтернатива дорожающим нефтепродуктам

Фото: ООО «Газпром ГМТ»ООО «Газпром газомоторное топливо»

На сегодняшний день природный газ (метан) является наиболее экономичным, экологичным и безопасным моторным топливом.Это фактически готовое автомобильное топливо, поэтому он гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. При этом двигатель транспортного средства, работающего на природном газе, соответствует стандартам «Евро-5» и «Евро-6». Согласно классификации МЧС России, природный газ относится к самому безопасному классу горючих веществ. Стоимость 1 кубометра метана, эквивалентного по расходу 1 л бензина, в среднем по России составляет 15 руб.

Природный газ перед заправкой автомобиля сжимается в компрессоре, поэтому он называется компримированным природным газом (КПГ). При охлаждении природного газа до температуры конденсации (–161,5°С) он переходит в жидкое состояние, при этом объем газа уменьшается в 600 раз. Такая разновидность газомоторного топлива называется сжиженный природный газ (СПГ).

Благодаря своим свойствам, природный газ может использоваться во всех сегментах транспорта. КПГ эффективен на транспорте, который эксплуатируется в городских локациях. Это пассажирский, легкий грузовой, легковой транспорт, коммунальная техника.

Целевыми сегментами потребления СПГ станут магистральный автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника. Таким образом, рынки КПГ и СПГ в качестве моторного топлива дополняют друг друга и развиваются параллельно.

Что с техникой на газе?

Российскими автопроизводителями выпускается более 150 моделей техники и модификаций техники, работающей на КПГ. За последние четыре года (2014–2017 годы) продано более 14 тыс. единиц техники на КПГ. Со стороны правительства Российской Федерации на закупку газомоторной техники направлено 14,7 млрд руб., это позволило профинансировать закупку 8811 единиц такой техники. «Газпром» в рамках обновления собственного автопарка закупил 5586 единиц.

Первым легковым автомобилем на КПГ в заводском исполнении стала Lada Vesta CNG, АвтоВАЗом с июля 2017 года изготовлено более 2 тыс. единиц такой модели. В 2019 году начнется серийное производство универсала Lada Largus CNG.

КамАЗ, группа ГАЗ и группа компаний «РариТЭК» изготовили первые образцы грузовой и пассажирской техники, использующей в качестве топлива СПГ.

На данный момент доля переоборудованного транспорта для работы на природном газе превышает объемы производства газомоторной техники в заводском исполнении. Например, в 2017 году в России реализовано 4406 единиц газомоторной техники в заводском исполнении, еще порядка 5500 единиц переоборудовано для работы на природном газе. При этом социологические исследования показывают, что потребители с большим желанием приобретут заводской автотранспорт на метане.

Мировые лидеры по числу автомобилей на КПГ (млн шт.)

КНР 5,35
Иран 4
Индия 3,45
Аргентина 1,65
Пакистан 1,55

Европейские лидеры по числу автомобилей на КПГ (шт.)

Италия 1 млн
Россия 150 тыс.
Германия 93 тыс.

Для стимулирования потребителей к переходу на природный газ компания «Газпром газомоторное топливо» реализует собственные маркетинговые программы. В период с 2014 по 2017 год газобаллонное оборудование установлено на 5075 единицах техники.

«Загрузка газозаправочной инфраструктуры за последние три года выросла на 3%, однако до сих пор остается довольно низкой и составляет 27% в среднем по России. Ключевая причина — отсутствие достаточного количества техники, работающей на природном газе»,— рассказал генеральный директор «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев на встрече с представителями альянса Renault—Nissan—Mitsubishi, который является акционером АвтоВАЗа.

Однако для возникновения самоподдерживающего эффекта на рынке газомоторного топлива ежегодный прирост парка заводской техники на природном газе должен составлять не менее 25–30 тыс. транспортных средств в течение ближайших пяти лет.

«Развитие рынка газомоторного топлива является важным для нас направлением. За счет реализуемого Минпромторгом постановления правительства Российской Федерации (№667 от 12 июля 2016 года) происходит ускоренное обновление парка транспортных средств техникой, использующей природный газ в качестве моторного топлива»,— говорит Денис Мантуров, министр промышленности и торговли Российской Федерации.

Газомоторная инфраструктура

Фото: ООО «Газпром ГМТ»ООО «Газпром газомоторное топливо»

Заправку транспорта природным газом на территории Российской Федерации обеспечивают 375 объектов, из которых 286 принадлежат «Газпрому». Общая производственная мощность газозаправочной инфраструктуры компании составляет более 2 млрд куб. м природного газа в год.

За последние четыре года единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива от ПАО «Газпром» компанией «Газпром газомоторное топливо» построены 74 газозаправочных объекта, эксплуатируются 30 передвижных автогазозаправщиков, а также прорабатывается проект установки блоков КПГ на АЗС.

Работа по расширению сети АГНКС «Газпром» ведется в 15 приоритетных регионах России. В дальнейшем региональные рынки планируется объединить газомоторными коридорами с использованием газозаправочной инфраструктуры для реализации сжиженного и компримированного природного газа. Она будет сосредоточена на ключевых федеральных трассах большой протяженности и с высоким транспортным потоком. Это М10 «Россия» и М11 Москва—Санкт-Петербург, М4 «Дон», М1 «Беларусь», а также на российском участке международного транспортного маршрута Европа—Китай. «Задача инфраструктурных инвесторов — создание газозаправочной сети с возможностью заправлять транспорт КПГ через каждые 250 км, СПГ — через каждые 400 км»,— сказал Михаил Лихачев.

А потребитель кто?

На сегодня крупнейшим потребителем природного газа в качестве моторного топлива является юг России: Краснодарский, Ставропольский край, Ростовская область. Лидером по темпам развития рынка газомоторного топлива является Республика Татарстан, где объем реализации природного газа для транспорта вырос с 2012 года в семь раз!

Топ-10 регионов—потребителей природного газа в качестве моторного топлива по итогам 9 месяцев 2018 года

1 Краснодарский край
2 Ставропольский край
3 Ростовская область
4 Свердловская область
5 Республика Татарстан
6 Республика Башкортостан
7 Волгоградская область
8 Пермский край
9 Кемеровская область
10 Челябинская область

В рамках реализации распоряжения правительства Российской Федерации №767-р от 13 мая 2013 года активно развивается парк муниципальной техники, работающей на компримированном природном газе. В соответствии с документом целевой параметр перевода пассажирского транспорта и дорожно-коммунальной техники на метан в городах с населением свыше 1 млн человек — до 50%, от 300 тыс. человек — до 30%, в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек — до 10%.

Владельцы коммерческого транспорта (ритейлеры, грузоперевозчики, таксопарки) также по достоинству оценили экономическое преимущество природного газа.

В марте компания «Газпром газомоторное топливо» подписала договор с ООО «Агропромышленный холдинг "Мираторг"» — ведущим производителем и поставщиком мяса на российском рынке — по расширению использования газомоторного топлива. «Мираторг» планирует приобрести 73 тягача на метане.

Международная логистическая компания HAVI (в России представлена юридическим лицом ООО РУЛОГ) предоставляет услуги в области управления цепочками поставок. В России она с 2014 года начала использовать грузовики на природном газе для доставки продуктов в «Макдоналдс». Заручившись поддержкой своих поставщиков и бизнес-партнеров, «Макдоналдс» планирует сократить количество выбросов парниковых газов на 36% к 2030 году. Сейчас грузовики на природном газе осуществляют поставки в «Макдоналдс» в десяти регионах — Москве и области, Пензе, Воронеже, Саранске, Смоленске, Белгороде, Курске, Орле, Брянске, Туле, и Твери. К концу 2018 года в парке HAVI в России будет уже 21 грузовик на природном газе, что составит 20% автопарка компании. Новые грузовики будут выполнять доставки в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Липецке.

«Выбор в пользу газомоторного топлива был определен наличием потребностей в услугах высшего качества по минимальной стоимости, присутствием на рынке России доступной газовой техники и возможностью выстраивания маршрутов доставки на дальние расстояния. Кроме того, метановые автомобили характеризуются сниженным негативным воздействием на окружающую среду, что также является одной из целей устойчивого развития бизнеса компании»,— отмечает старший вице-президент региона Восток Кристиан Новак. По его словам, уже к 2021 году 67% всех грузовиков компании HAVI в мире составят грузовики на природном газе.

«Климатические изменения — это важнейшая экологическая проблема нашего времени, которая влияет на все: начиная от наших посетителей и работников во всем мире и заканчивая нашей цепочкой поставщиков,— отметил Стив Истербрук, президент корпорации "Макдоналдс".— Все инициативы "Макдоналдс" направлены на постепенные стабильные изменения к лучшему: как глобальный бренд мы несем ответственность за то, чтобы следующие поколения жили в условиях устойчивого и экологически благоприятного будущего».

Автотранспортное предприятие «Две столицы» эксплуатирует магистральные тягачи на КПГ. Владелец и генеральный директор этой компании Олег Шамардин говорит, что использование природного газа в качестве моторного топлива дает более чем двойной экономический эффект. Затраты на рейс грузового транспорта по маршруту Москва—Санкт-Петербург—Москва на дизельном топливе составляют для компании 21 тыс. руб., на метане — менее 10 тыс. руб. По словам владельца компании, имеющейся газозаправочной инфраструктуры достаточно для планирования логистики движения газомоторного транспорта: «Вся европейская часть России, за исключением Мурманской области, покрыта сетью АГНКС».

Валерий Чусов

Глобальная альтернатива

На сегодняшний день газомоторное топливо признано глобальной альтернативой традиционному топливу.

На данный момент лидером по числу автомобилей на природном газе является КНР, где их почти 5,5 млн единиц. Однако их доля в парке совсем невелика — 2,5%. Гораздо более активно газ используют Иран, Пакистан, Аргентина и Перу, в которых доля автомобилей, использующих метан, около 25%.

По данным аналитического агентства NGV Global, в настоящее время в мире насчитывается более 23 млн транспортных средств на природном газе. Прогнозируется, что к 2024 году их количество превысит 30 млн единиц.

Ожидается, что мировое потребление СПГ вырастет в десятки раз к 2030 году. Этому будут способствовать уже утвержденные международные стратегии снижения выбросов парниковых газов, а также требования к снижению выбросов серы и азота на водном транспорте, развитие трансконтинентальных СПГ-коридоров, в том числе строительство трансъевропейской газозаправочной сети СПГ.

Вся лента