Пассажирский Boeing 737 разбился около острова Ява

Что стало причиной трагедии

В Индонезии через несколько минут после вылета упал в море пассажирский Boeing 737. Погибли 189 человек. Самолет авиакомпании Lion Air потерпел крушение около острова Ява. Он совершал внутренний рейс из Джакарты. По предварительным данным, россиян на борту не было. Спасатели ведут поиски на месте крушения, но, по заявлениям властей, в катастрофе никто не выжил. В чем причины трагедии? И что не так с репутацией авиакомпании? Об этом — Евгений Плотников и Глеб Силко.

Фото: Willy Kurniawan, Reuters

Boeing 737 MAX 8 компании Lion Air — крупнейшего индонезийского перевозчика — должен был выполнить обычный рейс. Экипаж и борт без проблем прошли всю предполетную подготовку. В 6:20 утра по местному времени он вылетел из Джакарты, но почти сразу пилоты запросили экстренную посадку в аэропорту вылета. Диспетчеры разрешили, но лайнер не успел. Всего через 13 минут после взлета он пропал с экранов радаров. Его обломки найдут только через час — их заметит работающий буксир недалеко от побережья острова Ява.

Boeing был совсем новый — первый полет он совершил всего три месяца назад. Экипаж тоже был опытным — у капитана и второго пилота в сумме 11 тыс. часов налета. Поэтому случившееся вызывает еще больше вопросов, говорит летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин. По его словам, неожиданное исчезновение с радаров означает, что у самолета могла отключиться вся электроника: «У диспетчеров есть две метки: одна первичная, вторая вторичная радиолокация. Вторичную радиолокацию наблюдают, если он вырабатывает электроэнергию. Первую метку видно до определенной высоты. С минимальной высоты и она исчезает. Поэтому либо был очень серьезный отказ, и все обесточило — двигатели, электроника, электрика — и все. Либо какое-то вмешательство извне, что просто перестал подавать сигналы, либо очень малая высота.

Сложно говорить о человеческом факторе, потому что и самолет новый, и машина надежная».

Эта катастрофа стала первой для новейшей модели самых популярных в мире среднемагистральных самолетов Boeing 737. Эксплуатация MAX 8 началась около года назад, а первые самолеты только начали поставлять перевозчикам. Борт претерпел серьезные изменения, и в основном они коснулись двигателя лайнера, пояснил управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин: «Весь смысл по модернизации самого успешного самолета модели Boeing 737 был в ремоторизации: был поставлен новый двигатель, который экономичный предшественника, и за счет этого эксплуатация самолета становится менее затратной. Соответственно, там есть еще некие улучшения, некоторые из которых — это последствия установки нового двигателя. То есть в Boeing пришлось немножко перерабатывать фюзеляж, потому что вентилятор двигателя большего диаметра, соответственно, он просто не влезал под крыло, поэтому пришлось немного удлинять стойки шасси. Была изменена аэродинамика. Что еще могли обновить? Немножко авионику, салон и так далее».

Пока специалисты пытаются выяснить, что же произошло с бортом. А исполнительный директор авиакомпании Lion Air поспешил заявить, что несмотря на то, что лайнер был новый, претензии к нему уже возникали — после предыдущего рейса у самолета нашли техническую неисправность. Какую именно, он уточнять не стал, но заверил, что ее устранили. Более того, к ставшему трагедией полету борт допустил сертифицированный инженер. «Когда самолет летал в последний раз, он получал допуск на вылет. Действительно, была зафиксирована техническая неисправность, но мы устранили ее, основываясь на процедуре, рекомендованной производителем борта.

И если бы лайнер действительно был сломан, его бы не выпустили из аэропорта.

Но часто бывает, что неисправность возникает при посадке. Так или иначе, как только мы узнали от экипажа о проблеме, то сразу приступили к ее решению», — заявил Сираит.

Безупречной репутацию Lion Air не назовешь. По данным зарубежных СМИ, на счету перевозчика более десяти аварий, к тому же ее несколько лет не пускали в аэропорты Евросоюза, а вот пилотов вообще уличали в употреблении наркотиков. Несмотря на это, компания кивает в сторону самолета. После трагедии она выпустила заявление: Lion Air приостанавливает переговоры о поставке новой линейки Boeing — как минимум до конца расследования.

На месте крушения лайнера спасатели обнаружили взорвавшийся топливный бак. Сейчас они ведут поиски черных ящиков с помощью специальных гидролокаторов.

Вся лента