Ломбарды разбились об заклад

Их количество сокращается вместе с платежеспособностью граждан

Наметившийся в первом квартале этого года рост количества действующих ломбардов сменился сокращением. Участники рынка традиционно ссылаются на растущую регуляторную нагрузку. Эксперты указывают на падающую платежеспособность граждан, которым слишком часто не хватает денег на выкуп заложенных вещей.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

По данным Банка России, на 31 августа в реестре ЦБ значилось 5,05 тыс. ломбардов, из которых 1,03 тыс. находилось в стадии ликвидации. 3,88 тыс. имели активированный личный кабинет на сайте регулятора. В ЦБ пояснили, что взаимодействие Банка России с некредитными финансовыми организациями, в том числе с ломбардами, осуществляется исключительно в электронном виде начиная с марта 2016 года. Таким образом, получение запросов, предписаний, направление ответов на них, а также подача отчетности регулятору возможны только при наличии личного кабинета. Именно активный личный кабинет является подтверждением того, что ломбард действует. В конце первого квартала 2018 года реальную деятельность вели 4,08 тыс. ломбардов. То есть за апрель—август число действующих игроков сократилось на 4,5%.

Таким образом, оптимизм, возникший на рынке в первом квартале 2018 года, когда был зафиксирован рост числа ведущих реальную деятельность игроков, продержался недолго. В первом квартале число действующих ломбардов выросло на 5%, после планомерного снижения, наблюдавшегося с середины 2017 года (см. “Ъ” от 30 марта).

Участники ломбардного рынка традиционно связывают негативную динамику по числу действующих игроков с регулятивной нагрузкой. «Регуляторное давление на ломбарды достаточно высоко,— говорит председатель Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников.— Ломбарды обязаны сдавать большой объем отчетности, отвечать на запросы регулятора, страховать имущество, при этом каждое новое регуляторное изменение увеличивает их расходы». В результате становится все менее выгодно работать в правовом поле, легче перепрофилировать бизнес или уйти в серую зону, заключает он.

Эксперты видят причину сокращения числа ломбардов не только в регулировании.

«С начала первого квартала ЦБ не вводил новых требований к ломбардам, которые так или иначе вынудили бы их уходить с рынка,— говорит аналитик ИК "Алор Брокер" Алексей Антонов.— Скорее сокращение числа действующих игроков — следствие ухудшения экономической ситуации по причине новых западных санкций, наметившегося роста стоимости заимствования денег и отсутствия предпосылок для роста платежеспособности граждан». По оценке господина Соковникова, за последние несколько лет доля невыкупных вещей в ломбардах возросла с 10% до 25–30%. «Обычно столь высокий процент невыкупа соответствует периодам экономических кризисов в нашей стране,— поясняет он.— Никакого улучшения с этой точки зрения участники рынка в ближайшей перспективе не ожидают».

По словам президента НРА Виктора Четверикова, при таких условиях ломбардный рынок не сможет расширяться и, вероятно, в ближайшем будущем ряд крупных игроков поглотит более мелкие компании. «Покрывать эффективные затраты на регулятивные требования ломбардам становится все сложнее, при этом многие участники понимают, что в ближайшем будущем в отношении них будут введены новые пруденциальные и нормативные требования со стороны ЦБ,— отмечает эксперт.— В таких условиях стоит ожидать концентрации бизнеса у крупных игроков, полагаю, что через пару лет на сто крупнейших ломбардов будет приходиться около 80% всего рынка». По данным ЦБ, на конец 2017 года 286 ломбардов формировали 80% совокупного портфеля займов.

Светлана Самусева

Вся лента