Обещанного до сентября подождут

Что происходит с клиентами «Натали Турс»

«Натали Турс» прощает всем, кому должна: туроператор, несмотря на все обещания, не выплачивает компенсации клиентам. Его руководство перестало выходить на связь. «Коммерсантъ FM» стало известно, когда обманутые туристы все-таки смогут получить деньги. Но в каком объеме? И почему этого не происходит сейчас? Разбирался Григорий Колганов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«Разыскивается Воробьев Владимир Борисович, глава компании “Натали Турс”» — такие объявления впору развешивать по всей стране. Если месяц назад бизнесмен раздавал успокоительные обещания — мол, трудности преодолеем, а деньги вернем, — то теперь оказался вне зоны доступа. Как и его подчиненные – поговорить с ними не удается ни клиентам, ни партнерам компании, рассказала «Коммерсантъ FM» одна из пострадавших туристок, москвичка Вера:

«Вообще тишина, они даже не отвечают на электронные письма. Мы в агентство отправили документы на возврат денег — ни ответа, ни привета. Парень в турагентство поехал туда даже, говорит: я хочу посмотреть, есть ли там вообще кто-нибудь, почему меня игнорируют. Приехал — там стоит только охранник, который говорит, что они давно уже сюда не приходят».

Сроки выплаты компенсаций за аннулированные туры давно прошли. И теперь разъяренные туристы штурмуют офисы партнеров «Натали Турс». Клиенты оператора угрожают, требуют и блокируют работу, рассказала «Коммерсантъ FM» руководитель одного из региональных турагентств Светлана:

«Я видела пару офисов, где исписаны гадостями все стеклянные витрины.

В офисах туристы просто работать не дают.

Когда приходят клиенты, им говорят, что в этом офисе у них украли деньги, организуют комитеты и списки, по очереди дежурят в офисе, подают в суд на агентство».

Но зачем вообще клиентам искать контактов с туроператором, если деньги им по закону должна выплатить страховая компания? Загвоздка в том, что это происходит после того, как оператор официально объявляет о приостановке своей деятельности. Чего «Натали турс» до сих пор не сделал. Почему? На рынке усиленно ходят слухи о поиске нового инвестора.

Уклоняться от исполнения обязательств компания сможет еще месяц, потом Ростуризм попросту вычеркнет ее из реестра туроператоров, заявил в эксклюзивном интервью «Коммерсантъ FM» советник главы ведомства Дмитрий Горин:

«В случае неисполнения обязательств компании “Натали турс”до 3 сентября заработает механизм по новому законодательству, когда Ростуризм сможет исключить компанию из реестра туроператоров, тем самым дав возможность воспользоваться страховым покрытием этих компаний».

Вроде бы через месяц у туристов будет повод для радости, но это не так. Игроки рынка подсчитали, что общий объем обязательств «Натали турс» перед клиентами составляет 1,2 млрд рублей. А сумма страхового покрытия — всего 150 млн. То есть компенсации тонким слоем размажут, распределив между всеми пострадавшими.

Остальное гражданам придется требовать с самого оператора, правда, с минимальными шансами на успех, отметила адвокат Клуба защиты прав туристов Маргарита Еремеева:

«Суды всем присудят, будут большие красивые суммы в исполнительных листах.

Вот только дальше этот исполнительный лист можно разве что на стенку повесить.

Сначала обойдут банки, где у туроператора был расчетный счет — там ничего не найдут, отнесут все это к приставам, приставы сделают то же самое, потом начнут завершать исполнительные производства в связи с невозможностью исполнения».

По разным оценкам, от проблем «Натали турс» пострадали от 10 тыс. до 30 тыс. клиентов.

Вся лента