Гол в стиле люкс

Дорогие отели заработали во время ЧМ-2018

Динамика роста операционных показателей московских гостиниц в период чемпионата мира уступила футбольным столицам прошлых лет — Йоханнесбургу и Рио-де-Жанейро. Но российские отельеры считают период удачным: за счет серьезного увеличения тарифов им удалось заметно нарастить выручку, прежде всего в люксовом сегменте. Аутсайдером оказался Санкт-Петербург: там заполняемость гостиниц была самой низкой из всех городов, где проходили матчи.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Загрузка московских отелей в период прошедшего в России чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018) могла составила около 80%. Такие данные приводятся в исследовании американских STR и Tourism Economics. По их оценкам, этот показатель увеличился на 8–10% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Этот рост оказался меньше, чем происшедший ранее в других столицах ЧМ. Так, по данным исследования, в Рио-де-Жанейро в период проведения чемпионата в 2014 году загрузка гостиниц в июне увеличилась на 12,6% относительно аналогичного периода 2013 года (до 81,6%), а в июле — на 18,3% (до 80%). В Йоханнесбурге в 2010 году загрузка в июне выросла на 27,7% относительно 2009 года (до 78,5%), в июле произошел спад на 7,4% (до 63,7%). Эту тенденцию аналитики STR и Tourism Economics объясняют большим номерным фондом Москвы: по их оценкам, на период проведения ЧМ-2018 его объем достигал 50,1 тыс. вариантов — в два раза больше, чем в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге.

Руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова указывает, что по итогам июня 2018 года относительно прошлого года средняя загрузка гостиниц в России выросла на 10 процентных пунктов, до 80–85%.

По ее словам, в Москве показатель увеличился значительно — с 75% до 89%. «Похожая ситуация была и в период Олимпиады, основной рост доходов отельеров происходит не за счет значительного увеличения загрузки, а за счет увеличения среднего тарифа: в Москве в июне цена размещения выросла с 6,6 тыс. до 13,5 тыс. руб.»,— объясняет госпожа Смирнова.

По ее словам, наиболее заметно показатель увеличился для люксовых отелей, где стоимость проживания в некоторых случаях подорожала в три раза. Эти расчеты подтверждают в Colliers International: согласно оценкам консультантов, в люксовом сегменте по итогам первого полугодия показатель RevPAR (доходность на номер) вырос на 75,9%, ADR (стоимость проживания) — на 67,8%. «Высокий спрос на дорогие отели обеспечивали делегаты FIFA, технические специалисты, представители судейского корпуса и сами игроки»,— объясняет управляющий партнер Colliers International Николай Казанский.

Но аналитики STR и Tourism Economics не так оптимистичны: по их оценкам, в Москве в июне средний RevPAR может вырасти на 21% относительно прошлого года, в июле — на 26%. В Йоханнесбурге увеличение составляло 99,6% и 55,1% соответственно, в Рио-де-Жанейро — 94,5% для обоих месяцев. Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф указывает, что по итогам ЧМ-2018 средняя загрузка гостиниц сети составила 85% против 81–82% в июне прошлого года. «Но это была сознательная политика, мы ориентировались на рост среднего тарифа и длительности проживания: в итоге выручка некоторых отелей выросла в два раза и более»,— указывает он. Господин Деларофф объясняет, что загрузка отелей на уровне 95–100%, напротив, зачастую указывает на неэффективность работы: «Это значит, что цена продажи была слишком низкой».

Единственным городом, который разочаровал отельеров, стал Санкт-Петербург. По словам Марины Смирновой, загрузка отелей здесь в июне сократилась относительно прошлого года на 10 процентных пунктов, примерно до 75%. Она связывает эту тенденцию с большим количеством забронированных изначально мест. «Впоследствии часть туристов не приехала, компании отказались от блоков мест, номера вышли на рынок, но не все были проданы». Господин Деларофф добавил, что в Санкт-Петербурге отелям не удалось увеличить выручку. Болельщики, поясняет он, не пользовались дополнительными услугами, завтракая и ужиная в городе, в то время как туристические группы, составляющие обычно основной спрос в июне, заказывают питание.

Александра Мерцалова

Вся лента