День пойдет за полтора

Как изменится зачет сроков предварительного заключения

Один день в СИЗО будет приравнен к полутора дням в колонии — Госдума одобрила законопроект, разработанный еще десять лет назад. Против его принятия долгое время выступали силовые ведомства. Документ полностью меняет правила зачета сроков предварительного заключения в общий срок наказания. Сейчас один день в изоляторе равняется одному дню в местах лишения свободы.

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ

Такой подход крайне несправедлив и давно устарел, отметил один из авторов документа, глава думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников: «Мы считаем, что более справедливой будет такая кратность. Причем мы предлагаем кратность, в том числе обратную, то есть два дня домашнего ареста должны быть приравнены к одному дню в СИЗО. Причина понятна — это более справедливо, обоснованно, режимы содержания разные.

Мы знаем, какие условия ждут граждан в СИЗО, — они достаточно тяжелые.

Я бьюсь за этот закон достаточно давно. Не всем он нравится».

Предполагается, что этот закон будет иметь обратную силу, так что сроки пересмотрят и тем, кто уже находятся в местах лишения свободы. Под действие документа могут попасть до 100 тыс. человек, по словам парламентариев, это «покруче любой амнистии».

Принятие законопроекта давно назрело, так как условия жизни в колонии значительно лучше, чем в СИЗО, считает управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр.

«Если сравнивать нахождение в СИЗО и нахождение, допустим, в колонии-поселении, то это земля и небо. В колонии-поселении люди, в общем-то, проживают в общежитиях и находятся на территории муниципального образования. В колонии общего режима тоже более легкие условия пребывания. А в следственном изоляторе люди содержатся в камере по несколько человек, иногда их число доходит до нескольких десятков. Заключенные не могут находиться на воздухе долгое время, свободно перемещаться по территории и очень ограничены в общении, — подчеркнул он. — Из положительных моментов, если так можно назвать, в следственном изоляторе можно отметить лишь то, что нет ограничений на число свиданий с родственниками и получение посылок, так как человек еще не осужден».

Принятие документа повлияет и на сроки расследования — правоохранители будут заинтересованы в том, чтобы работать быстрее, считает советник главы Росгвардии Александр Хинштейн: «Следственные и надзирающие органы не мотивированы на быстрое предварительное расследование и направление дела в суд. Ведь до тех пор, пока человек находится в СИЗО, с ним можно продолжать следственные действия, он подвержен какому-то возможному давлению, в том числе и злоупотреблению полномочиями со стороны должностных лиц. Как только меняется коэффициент, то у следователя появляется дополнительный стимул для того, чтобы дела расследовались максимально оперативно, потому что в противном случае после приговора лица начнут выходить на свободу раньше».

Под действие нового закона не попадут заключенные, признанные виновными в особо тяжких преступлениях, например, связанных с оборотом наркотиков или посягательством на конституционный строй России.

Анастасия Ройзман

Вся лента