Аэрокосмической отрасли прочат светлое будущее

Ракет и истребителей будут строить больше

Агентство Moody’s выпустило очередной доклад о состоянии аэрокосмической и оборонной промышленностей и дало прогноз по их развитию на ближайшие полтора года. В среднем операционная прибыль компаний, работающих в этих отраслях, вырастет к концу 2019 года на 7%. А лучше всех в складывающихся условиях на рынке будут чувствовать себя Airbus и Boeing.

Фото: Reuters

Аэрокосмическую отрасль ждет светлое будущее — во всяком случае в ближайшие годы. Такой прогноз дает Moody’s, ежегодно оценивающее состояние аэрокосмической и оборонной промышленностей. В своем новом отчете агентство утверждает, что в среднем операционная прибыль компаний, работающих в этих отраслях, увеличится к концу 2019 года на 7–9%. Таким образом, Moody’s улучшило собственный прогноз, который оно давало 12 месяцев назад. А главным двигателем роста прибыли компаний станет заметное увеличение продаж пассажирских самолетов.

Как отмечается в докладе, рост спроса на авиалайнеры в первую очередь поможет таким гигантам аэрокосмической индустрии, как Boeing и Airbus, а также их поставщикам. Впрочем, последним ожидать столь же высоких прибылей, как у авиастроительных компаний, не стоит. В последнее время, что американский, что европейский авиастроительные концерны стремятся как можно сильнее сократить расходы на закупаемые детали, снижая тем самым маржу поставщиков.

Пополнять бюджеты авиаконструкторы в обозримом будущем будут, прежде всего, за счет значительного роста продаж крупных лайнеров. По прогнозам Moody’s, спрос на них по итогам этого года вырастет на 10,5%, а в следующем году — еще на 8%. При этом стимулировать их продажи будет постепенное наращивание поставок узкофюзеляжных самолетов. Так, например, Airbus доведет уровень производства своих А320 с нынешних 32 самолетов в месяц до 63 к концу 2019 года. Выпуск Boeing 737 ускорится с 43 лайнеров в месяц до прогнозируемых 57.

Показатель прибыльности аэрокосмических компаний и предприятий ОПК будет расти и за счет оборонных заказов. Впрочем, их вклад окажется скромнее, чем от наращивания заказов в сфере коммерческой авиации. «Это потому, что некоторые крупные оборонные программы находятся все еще на финальной стадии разработок (как, например, военный самолет-заправщик KC-46a) или на относительно ранней стадии производства (как истребитель-невидимка F-35)»,— отмечается в докладе. Другим источником роста доходов в оборонной промышленности могло бы стать кораблестроение, однако, большинство проектов тут низкорентабельны.

Специалисты Moody’s прогнозируют, что в ближайшие год-полтора показатели роста операционной прибыли будут заметно выше у европейских производителей. Правда, во многом это объяснятся слабыми показателями по итогам прошлого года. Такие компании, как Airbus, Rolls-Royce Plc и MTU Aero Engines потратили значительные средства на разработку новых продуктов и увеличение объемов производства, связанное с запуском программ, как А350, или началом выпуска новых двигателей. Теперь настает момент получения выручки с вложенных средств.

А вот по прибыльности бизнеса американские компании остаются заметно выше своих европейских конкурентов. Если маржа европейских производителей при благоприятном развитии событий достигнет к концу 2019 года 8–9%, то у представителей США этот показатель будет равен 12%. Во многом это заслуга американского военного бюджета, который по размеру значительно превышает затраты на оборону всех остальных стран. Поэтому у американских компаний есть возможность получать заранее куда более крупные контракты, чем у их конкурентов. Так, военный бюджет США был увеличен в 2018 году на $70 млрд — это больше, чем, например, ВВП Великобритании. Всего США планируют потратить на военную промышленность $594 млрд, не включая средства, которые будут потрачены на внештатные зарубежные операции. С ними эта цифра вырастет до $659 млрд.

Мировые затраты на оборону в 2018–2019 годах, по оценкам Moody’s, должны вырасти на 5–7%. Основными статьями военных расходов стран станут кораблестроение, военная авиация и противоракетная оборона.

При этом, как отмечают исследователи, государства все больше внимания начинают уделять кибербезопасности, памятуя об участившихся случаях крупных кибератак.

Безусловно, назревающая полноценная торговая война между США и Китаем, «Брексит», протекционистская политика отдельных стран — все это может навредить производителям и негативно сказаться на прибыли авиационных предприятий. Но в целом аэрокосмическую и оборонную промышленности «ждет светлое будущее, потому что в мире все еще хватает военных конфликтов и горячих точек, которые обеспечат заказами предприятия ОПК».

Кирилл Сарханянц

Вся лента