Совет по правам человека изучил родные языки

Рекомендации СПЧ передадут чиновникам двух образовательных министерств

Совет по правам человека при президенте (СПЧ) в понедельник провел специальное заседание о проблемах защиты прав граждан в сфере образования. Члены совета пытались организовать обсуждение проблем образования с чиновниками Минобрнауки более двух лет, однако не удалось этого сделать и в этот раз: никто из официальных представителей теперь уже двух профильных министерств на заседание не пришел. Это не помешало членам СПЧ обсудить все, что, по их мнению, «сегодня волнует образовательную общественность», в том числе преподавание в школе родных языков и прав человека, защиту прав верующих в образовательных организациях, качество изложения материала в учебниках, а также несовершенство тестов и системы оценивания ЕГЭ.

Иосиф Дискин (справа) призвал Михаила Федотова и других членов СПЧ активнее защищать права граждан на национальные языки

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Заседание СПЧ, посвященное проблемам в системе образования, готовилось больше двух лет и неоднократно переносилось, в том числе из-за занятости чиновников Минобрнауки, сообщил глава совета Михаил Федотов. По его словам, около трех месяцев назад была достигнута договоренность с экс-главой Минобрнауки Ольгой Васильевой об участи представителей учреждения в заседании 21 мая: «Кто же знал, что за несколько дней до заседания будет принято решение о разделении министерства? Возникла ситуация, когда министры есть, а больше никого в этих министерствах нет,— посочувствовал господин Федотов.— Эта ситуация очень напряженная, сейчас им не до того, чтобы приходить на наши заседания». Напомним, 15 мая премьер-министр Дмитрий Медведев предложил президенту Владимиру Путину разделить Минобрнауки на два независимых ведомства и назначить Ольгу Васильеву главой Минпросвещения, а экс-главу Федерального агентства научных организаций Михаила Котюкова — главой Министерства науки и высшего образования.

С докладом перед членами совета выступила только заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова. Среди наиболее часто возникающих проблем в сфере образования госпожа Наумова назвала нарушения процедуры предоставления бесплатных учебников в школах, необоснованное отстранение детей от образовательного процесса, нарушение прав инвалидов, вопросы оплаты труда педагогов, в том числе гарантии дополнительных выплат учителям, которые привлекаются к проведению ЕГЭ и ГИА. При этом некоторые из вопросов, волнующих членов СПЧ, госпожа Наумова оставила без исчерпывающих ответов.

В частности, экспертов беспокоит неясность объема полномочий Рособрнадзора, после того как 15 мая служба, ранее подведомственная Минобрнауки, была переподчинена напрямую правительству.

«Как предполагается, теперь Рособрнадзор будет действовать только в системе школьного образования или в высшем образовании тоже? Или же служба также будет разделена, по аналогии с министерством?» — спросил Михаил Федотов. На этот вопрос, как и на вопрос о том, в чьем ведении останется организация ЕГЭ, Наталья Наумова ответила: «Это будет ясно, когда появится новое положение о службе. В действующей редакции организация ЕГЭ — это наша функция».

Эксперты СПЧ к заседанию подготовили аналитическую записку, в которой привели свою версию списка самых актуальных проблем образования. Среди них неравенство доступа к образованию, негативные последствия повсеместного и не всегда обоснованного слияния школ и укрупнения вузов, исчезновение малокомплектных сельских школ, растущая нагрузка на преподавателей, бюрократизация учебного процесса, увеличение численности детей в классах, не всегда удачное изложение материала в школьных учебниках, а также несовершенство тестов и системы оценивания ЕГЭ. «Совет не может обойти вниманием такую проблему, как преподавание прав человека в средней школе в курсах истории и обществознания. По мнению членов совета, данной тематике выделяется недостаточное число учебных часов, что отрицательно сказывается на понимании школьниками ценностей Конституции РФ»,— говорится в документе. Впрочем, член СПЧ Андрей Юров в своем выступлении с этим утверждением не согласился. «Преподавание прав человека никак не связано с количеством часов. Самое важное — кто преподает, потому что это не просто научная дисциплина, это гражданская позиция»,— уточнил он.

Многие выступающие обращались к теме преподавания родных языков в национальных республиках РФ. «Предложение сделать преподавание национальных языков в республиках необязательным для тех, кому этот язык неродной, в корне неверный подход,— считает член СПЧ Анита Соболева.— Необходимо проявлять уважение, ведь для жителей республик русский язык тоже может быть неродным, но они его изучают. Ситуация, в которой говорят, что мы не можем учить язык, потому что он нам неродной, чревата взрывами». Напомним, 10 апреля 2018 года законопроект о добровольном изучении национальных языков был внесен группой депутатов в Госдуму. Михаил Федотов сообщил, что СПЧ подготовит экспертное заключение на этот законопроект. «Какие права человека мы собираемся защищать? — на всякий случай спросил участников заседания член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин.— Хотел бы, чтобы СПЧ определился, с кем вы: с гражданами, которые хотят выбирать судьбу своих детей, или с автократами, которые отстаивают свои интересы».

Член СПЧ Владимир Ряховский напомнил о защите прав верующих в образовательной среде и о «серьезных волнениях» в ряде регионов несколько лет назад, связанных с решением субъектов и школ не разрешать ученикам носить религиозную символику. «Кого оскорбляет, что девочка пришла в школу в платке? — поинтересовался господин Ряховский.— Министерство все-таки должно не самоустраняться от этого вопроса, а вернуться к теме. Хотя это и относится к компетенции субъектов, необходимо выработать какие-то рекомендации по этому поводу».

Рекомендации по итогам заседания будут направлены в оба ведомства, курирующие образование, уточнил Михаил Федотов, «чтобы они вошли в круг проблем, которые сегодня волнуют образовательную общественность».

Анна Макеева

Вся лента