Основатель WhatsApp не сошелся характерами c Facebook

По данным СМИ, Ян Кум покинул компанию из-за несогласия с политикой соцсети

Как пишут американские СМИ, уход основателя мессенджера WhatsApp Яна Кума из корпорации Facebook вызван конфликтом с руководством самой популярной в мире соцсети. Господин Кум выразил несогласие с политикой Facebook в отношении пользователей WhatsApp — использования их персональных данных для рекламодателей и попыток ослабить систему сквозного шифрования сообщений в мессенджере.

Основатель мессенджера WhatsApp Ян Кум

Фото: Mike Blake/File Photo, Reuters

О своем уходе Ян Кум объявил спустя несколько часов после выхода в The Washington Post материала, в котором говорилось о его планах покинуть компанию из-за конфликта с руководством соцсети. В своем посте в Facebook господин Кум никак не прокомментировал сообщения о конфликте. Аналогично поступил и Марк Цукерберг, тепло поблагодаривший господина Кума «за все, что он сделал для объединения людей по всему миру, и за все, чему он научил меня — особенно в том, что касается шифрования данных, которое позволило отобрать власть у централизованных систем и вернуть ее в руки людям».

По данным СМИ, Ян Кум был не согласен с политикой Facebook в отношении данных пользователей WhatsApp. Сообщается, что впервые разногласия возникли спустя полтора года после покупки соцсетью мессенджера в 2014 году. В 2016 году Facebook объединил часть данных пользователей WhatsApp со своей системой, что позволило интегрировать эти данные в рекламную платформу соцсети. Это вызвало недовольство не только основателей WhatsApp, но и регулирующих органов. А год назад Еврокомиссия оштрафовала Facebook на €110 млн за то, что та дала регуляторам неверную информацию перед покупкой мессенджера в 2014 году. Во время сделки Facebook заявила о невозможности объединить учетные записи пользователей соцсети и WhatsApp, но через два года, в августе 2016 года, сделала это.

Еще одной причиной конфликта, по данным CМИ, стала попытка Facebook ослабить шифрование пользовательского контента в WhatsApp. Это может быть связано с запуском нового сервиса WhatsApp Business — оно позволяет создавать корпоративные учетные записи в WhatsApp, с помощью которых сотрудники компаний могут коллективно общаться со своими клиентами. По мнению аналитиков, такая программа, которая позволяет видеть сообщения не только отправителю и адресату, значительно ослабит всю систему сквозного шифрования, ставшую одним из главных принципов WhatsApp.

Версия о конфликте выглядит логичной еще и потому, что осенью прошлого года из Facebook ушел давний друг Яна Кума Брайан Эктон, с которым они в свое время и создали WhatsApp. После скандала с утечкой персональных данных пользователей Facebook компании Cambridge Analytica Брайан Эктон присоединился к движению #DeleteFacebook, призывающей перестать пользоваться этой соцсетью.

Еще во время сделки с WhatsApp в 2014 году многие наблюдатели отмечали, что взгляды Яна Кума и Брайана Эктона заметно отличаются от философии основателя Facebook Марка Цукерберга. Господа Кум и Эктон не скрывали своей неприязни к обилию интернет-рекламы в соцсети, да и рекламы вообще. Сохранилась фотография довольно выразительной блокнотной записи Брайана Эктона: «Никакой рекламы! Никаких игр! Никаких приманок!». Сам Ян Кум в своем аккаунте в Twitter отозвался о рекламе еще жестче, приведя цитату из «Бойцовского клуба»: «Реклама дразнит нас автомобилями и одеждой, чтобы мы работали на работе, которую ненавидим, чтобы покупать всякое дерьмо, которое нам не нужно».

Родившийся в Киеве в 1976 году Ян Кум эмигрировал в США с родителями в 1992 году. В 18 лет Ян увлекся программированием и поступил в Университет Сан-Хосе. В 1997 году он начал работать в Yahoo, где подружился с Брайаном Эктоном. В 2007 году они ушли из Yahoo, около года путешествовали, искали идеи для создания собственного бизнеса и пытались найти работу. Оба хотели устроиться в набиравший тогда популярность Facebook, но получили отказ. В 2009 году, познакомившись с работой магазина приложений App Store, они решили создать собственное приложение для обмена сообщениями. WhatsApp очень скоро стали называть «убийцей СМС-сообщений», которые прежде считались неотъемлемой частью мобильных телефонов. В 2012 году WhatsApp заинтересовался Марк Цукерберг. Переговоры с Яном Кумом в итоге привели к заключению одной из крупнейших сделок в новейшей истории высокотехнологичной отрасли — Facebook приобрела мессенджер за $19 млрд, и Ян Кум вместе с Брайаном Эктоном стали одними из самых богатых людей США.

Уже тогда у аналитиков вызывала вопросы не столько сама целесообразность покупки WhatsApp, сколько дальнейшее будущее мессенджера. «Вопросы связаны с тем, как Facebook будет позиционировать WhatsApp и свой собственный Facebook Messenger в долгосрочном периоде. В краткосрочном они, скорее всего, продолжат работать как два отдельных приложения. В дальнейшем вполне вероятно объединение двух сервисов, и, возможно, это произойдет под брендом WhatsApp, который более узнаваем, чем Facebook Messenger»,— отмечали в британской Ovum. В итоге WhatsApp успешно выдержал конкуренцию с мессенджером соцсети, однако, судя по всему, Facebook не менее успешно стал внедрять свое видение бизнеса в WhatsApp, что и привело к уходу Брайана Эктона, а теперь и Яна Кума.

«Составляющей частью успеха Fаcebook является способность хорошо переваривать поглощенные объекты, успешно их монетизировать и интегрировать в свою рекламную машину»,— сообщил в интервью The Washington Post Дэниел Алвес из исследовательской компании GBH Insights. Но в случае с WhatsApp это оказалось труднее из-за сопротивления его основателей, «что привело к жесткому столкновению двух мировоззрений», добавляет эксперт.

Евгений Хвостик

Вся лента