Маски спрошены

Кто такие виртуальные модели, и кто стоит за их аккаунтами в социальных сетях


Мы настолько привыкли к фильтрам в соцсетях и исключительно «правильным» картинкам в Instagram, иллюстрирующим нашу идеальную жизнь, что понятие реальности, правды жизни несколько размылось. В последнее время стали набирать популярность аккаунты виртуальных моделей. Откуда они взялись, разбирается «Коммерсантъ Стиль».

Фото: Instagram@lilmiquela

Не так давно мир моды и красоты заговорил о новом явлении — виртуальных инфлюенсерах, диджитал-моделях (ищите их по хештегу #digitalmodel) и их перспективах. Чем живые инфлюенсеры из плоти и крови отличаются по своей деятельности от нарисованных в 3D? Грань слишком тонка.

В апреле 2016 года был создан аккаунт Lilmiquela, за два года у него появились 977 тыс. подписчиков. Пару месяцев назад гуру макияжа Пэт Макграт назвала Микелу Соусу своей музой. Судя по Instagram, популярный блогер живет в Лос-Анджелесе, она наполовину бразильянка, наполовину испанка. И на сто процентов виртуальное создание (computer-generated creation). Ее возможная «мама» — художница Арти Поппенберг. Так указано на личной странице Микелы в «Википедии». В похожей технике работает еще одна нью-йоркская художница — @nicoleruggiero, ей также приписывают внешнее сходство с Микелой.

В августе 2017 года у Микелы вышел первый сингл «Not Mine» на платформе Spotify, пару месяцев назад еще один — «You should be alone». Выход Микелы на музыкальную арену заставил многих вспомнить об успехе группы Gorillaz. В конце 1990-х Дэймон Албарн и Джейми Хьюлетт создали группу из четырех анимированных персонажей и даже выиграли в 2006 году премию «Грэмми».

Другой пример — виртуальная певица Хацунэ Мику, 16-летняя японка, созданная компанией Crypton Future Media в 2007 году. Для синтеза ее голоса семплы певицы Саки Фудзиты используют в программе Vocaloid. В своем туре в 2013 году Мику выступала как анимированная голограмма, что не помешало ей делать это в нарядах от Louis Vuitton и Marc Jacobs. Фарелл Уильямс записывал ремикс на ее песню, а Рикардо Тиши, будучи креативным директором Givenchy, создал кутюрное платье для Мику, в котором она снялась для американского Vogue (май 2016 года). Тогда же Хацунэ начала петь и на английском.

Контракты с Prada, Supreme, фото со знаменитостями, чек-ины в модных лос-анджелесских местах, танцы на фестивале Coachella — глобально содержание постов Lilmiquela ничем особо не отличается от других популярных инфлюенсеров. Сама Микела дает интервью престижным изданиям вроде Business of Fashion и регулярно обозначает свою социальную позицию — например, в шапке ее аккаунта вы увидите ссылку на движение Black Lives Matter. Многие подписчики уже два года томятся, есть ли у Микелы реальный прототип. Но если вдуматься, какая разница? Ведь отфотошопленные звезды на обложках глянцевых журналов или отфильтрованные лица инфлюенсеров Instagram не так далеко ушли от виртуальных персонажей, сделанных полностью при помощи компьютерной графики.

Вслед за Микелой диджитал-пространство взорвал аккаунт чернокожей модели Шуду Грэм, @shudu.gram. Ее создатель — лондонский фотограф Кэмерон-Джеймс Уилсон (@cjw.photo).

Вдохновившись куклой Принцесса Африки и внешностью одной из финалисток австралийской «Топ-модели» Даки Тот, при помощи программы для 3D-моделирования он создал свою идеальную модель.

Шуму наделал кадр, где Грэм с накрашенными неоновой помадой губами. Оранжевый оттенок Saw-C от Fenty Beauty моментально стал бестселлером, а фото было перепощено в официальный аккаунт марки Рианны. «Это абсолютно новое торговое измерение для компаний, где они по-новому смогут продвигать свои товары»,— считает Уилсон.

На апрель 2018 года в аккаунте shudu.gram 20 постов и более 100 тыс. подписчиков. Забавно, что у самого создателя Шуду при этом 13 тыс.

По словам фотографа, у него не было далеко идущей стратегии при создании Шуду. «Сколько себя помню, всегда рисовал в тетрадках изображения женщин. Шуду прекрасна — такую красоту мы видим редко в медиа, я считаю, чернокожие модели глобально недооценены. Многое из того, что нас окружает,— чистый фейк. Я же, наоборот, попытаюсь помочь Шуду из виртуального мира попасть в реальный»,— говорит Уилсон. Среди постов есть несколько, где Шуду позирует рядом с реальными чернокожими моделями, например с Нфон Обонг или суданкой Ajur. На создание одного снимка у него уходит несколько дней.

Кроме позитивных откликов в сети на Уилсон посыпались обвинения в дискриминации прав черных моделей: вместо того чтобы фотографировать и платить им гонорар, Уилсон рисует у себя в студии Шуду и может в будущем подписывать за нее договоры с брендами. «Почему бы было не взять черную модель и не снять ее в рекламе у Рианны?» — возмущаются подписчики в комментариях под фотографиями Шуду.

Отсюда рождается этическая дискуссия: способны ли виртуальные модели в принципе заменить настоящих? Что тогда будет с отраслью, если визажисты, стилисты, парикмахеры, фотографы также перестанут быть нужными для удачного кадра? Не думаю, что это произойдет. Ведь никто не отменял эффект «Зловещей долины». Еще в 1978 году японский ученый Масахиро Мори провел опрос, исследуя эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот или анимированный персонаж похож на человека, тем симпатичнее он кажется — но лишь до определенного предела. Наиболее человекоподобные роботы из-за мелких несоответствий или полной симметричности лица вызывают чувство дискомфорта и страха. Особенно пристально следят за этим эффектом в мультипликационных компаниях.

Наиболее человекоподобные роботы из-за мелких несоответствий или полной симметричности лица вызывают чувство дискомфорта и страха.

Кроме того, именно человеческий фактор играет важную роль в маркетинге: сделать так, чтобы люди на тебя подписались, несложно, а вот установить с ними подлинную эмоциональную связь, особые отношения, чтобы они могли себя идентифицировать с персонажем,— это уже настоящий вызов, который пока вряд ли по плечу даже самым реалистично выглядящим виртуальным моделям. А пока я подписалась на аккаунты виртуальных моделей и купила себе новую игрушку — во Флориде, в парке развлечений Avatar bespoke куклу, если бы я была на`ви с Пандоры. Ее напечатали на принтере, предварительно сделав 3D-скан моего лица. Будущее наступило.

Катя Данилова

Вся лента