«Обеспечить справедливость можно только деньгами»

Разработчикам реформы образования посоветовали быть экономнее при выборе приоритетов

В среду на Апрельской конференции Высшей школы экономики состоялось экспертное обсуждение образовательных инициатив ВШЭ и Центра стратегических разработок (ЦСР), ранее представленных в совместном докладе «12 решений для нового образования». Нововведения предполагают увеличение финансирования образования примерно на 750 млрд руб. ежегодно. В целом эксперты поддержали представленные идеи, но посоветовали сократить число приоритетных проектов. В частности, помощник президента Андрей Фурсенко заявил, что «система образования никогда не дает то, что мы от нее хотим», и призвал разработчиков резать содержание доклада «по живому, иначе резать будут другие».

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Как сообщал “Ъ”, в докладе ВШЭ подробно описаны проекты в сфере образования, на которые необходимо направить дополнительное финансирование для модернизации системы. «Качество образования, которое мы имеем, не соответствует тем вызовам, которые возникают»,— сказал на конференции глава ЦСР Алексей Кудрин. «Мы предлагаем в ближайшие шесть лет добавить 0,8% на образование, к сегодняшним суммам примерно 3,2 трлн рублей,— пояснил он.— Это около 730–750 млрд руб. дополнительно». По словам Алексея Кудрина, это сопоставимо с суммарными расходами на Олимпиаду и подготовку к чемпионату мира. «Мы не предлагаем просто дать денег в один год, речь идет о постепенном наращивании через конкретные проекты, оценка которых описана в программе»,— добавил Алексей Кудрин.

Доклад предполагает создание в России системы поддержки раннего развития, цифровизацию учебного процесса в школах, развитие инфраструктуры образовательных организаций, поддержку как талантливых, так и неуспешных учеников, создание условий для обучения взрослых, развитие региональных вузов, экспорт российского образования и модернизацию системы подготовки педагогов. «Когда мы говорим "об огромных деньгах", нужно вспомнить о 20 млн обучающихся,— считает один из руководителей группы, занимавшейся подготовкой доклада, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.— Если разделить те деньги, которые мы предлагаем добавить, то получается меньше 6 тыс. руб. в год на одного человека».

Говоря о текущем качестве образования, эксперт подчеркнул, что только 2% всех российских школьников достигают максимального уровня по трем базовым областям грамотности: естествознание, математика и коммуникация на родном языке (по данным международного исследования PISA 2015).

«В Корее, например, таких школьников 6,5%. Видимо, что-то не так с качеством человеческого капитала, который мы готовим»,— сказал Исак Фрумин. Базовой причиной отставания России от стран-лидеров эксперт назвал «драматическое» недофинансирование: «Например, рабочие тетради — это важная вещь для того, чтобы дети лучше учились. Их надо менять каждый год. Но регионы их покупать не могут, а родители не хотят, потому что знают, что образование бесплатно. То есть даже по тем обязательствам, которые мы на себя берем, возникает значительное недофинансирование».

Комментируя предложения ЦСР, глава московского департамента образования Исаак Калина предложил уточнить показатели эффективности их реализации. Директор лагеря «Артек» Алексей Каспржак напомнил, что предложениям ЦСР не хватает общественной поддержки: «Мы же действительно хотим денег попросить на образование. Но на кого мы будем опираться, когда будем просить эти деньги?»

В администрации президента (АП) разработчикам доклада посоветовали сократить число инициатив. «Система образования никогда не дает то, что мы от нее хотим»,— отметил помощник президента Андрей Фурсенко, представлявший мнение рабочей группы экспертов при АП, созданной для обсуждения предложений ЦСР. «Мы должны существенно снизить количество приоритетов, иначе резать будут другие»,— предложил господин Фурсенко. По его словам, участники рабочей группы при АП выбрали четыре приоритетных направления: выравнивание образовательных возможностей через адресную поддержку — как выразился господин Фурсенко, «запрос на справедливость»; обновление школы для подростков (в том числе программы по профориентации и воспитанию); создание условий для непрерывного образования взрослых и обеспечение равного доступа к высшему образованию. В поддержку своего тезиса господин Фурсенко рассказал участникам сессии анекдот: «Пишет завещание пожилой человек: жене — бизнес, сыну — дом, дочке — дачу. Еще я знаю, что мой зять Шмулик хотел быть упомянутым в завещании: Шмулик, привет! Вот мы бы хотели, чтобы было не просто "привет"».

«Лучше отказываться от каких-то проектов совсем, чем заявлять их выполнение с недостаточными ресурсами»,— согласился ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. «Обеспечить справедливость можно только деньгами, давайте об этом не будем забывать. Те деньги, которые налогоплательщики согласятся выдавать нам через своего законно избранного представителя, вот с этим система образования будет жить и развиваться»,— заключил господин Кузьминов и предложил провести еще один цикл обсуждений предложений ЦСР.

Анна Макеева

Вся лента