Марк Цукерберг не может перестать извиняться

Поможет ли это снизить имиджевые потери Facebook

Марк Цукерберг скупил рекламные полосы нескольких британских газет, где в очередной раз выразил сожаление по поводу утечки данных пользователей Facebook. Поможет ли это снизить имиджевые потери? Об этом — Иван Якунин.

Фото: Dado Ruvic, Reuters

Основатель Facebook хранил молчание почти неделю, что вызвало бурную волну критики со стороны пользователей. В соцсетях даже началась акция #DeleteFacebook, призывающая удалить аккаунт. Ее поддержали, например, основатель мессенджера WhatsApp и создатель браузера Firefox, а Илон Маск удалил страницы своих компаний Tesla и Space X. Вскоре Марк Цукерберг опубликовал большой пост, где объяснил, что компания сделала для решения проблем, но слов «sorry» и «apologize» пользователи так и не увидели. Теперь глава Facebook через британскую прессу извинился и заявил, что впредь будет работать лучше. Это единственный верный ход в такой ситуации, полагает председатель совета директоров компании «Никколо М» Игорь Минтусов: «Это всегда, конечно, идет в плюс, и людям это приятно. Я думаю, что он в сильной степени смягчает удар. Признание своих ошибок — западная политическая традиция, это всегда признак силы политика, который признает свои ошибки, доверие к нему увеличивается. Если ты не признаешь ошибок — это последнее дело, это означает, что и дальше тебе верить нельзя».

Пресса, кстати, иронично восприняла такой жест. Одно из объявлений появилось в еженедельнике The Observer – это воскресное приложение газеты The Guardian, которая одной из первых сообщила об утечке. В этом же номере появилась карикатура на Цукерберга. На картинке его давит огромный дизлайк, а сам глава корпорации произносит: «Мне жаль, что нам пришлось перестать игнорировать утечки данных, которые мы называли не нашей проблемой». Впрочем, в оригинальном тексте обращений Цукерберг пишет, что сейчас они изучают каждое приложение, которое могло собрать большой объем данных, и готовятся заблокировать их, а также известить всех пострадавших. Учитывая модель монетизации Facebook, это маловероятно, считает глава представительства компании Avast в России и СНГ Алексей Федоров: «Facebook должен будет просто категорически ограничить такого рода действия. Facebook будет очень сложно от этого отказаться, потому что основной хлеб соцсети как раз и заключается в том, что они дают возможность определять профили или какие-то детали пользователей, выделяя их в группы. И именно поэтому многие компании используют Facebook как рекламную площадку».

Говорить о том, что скандал вокруг Facebook вскоре уляжется, пока не приходится. Собственное расследование инициировали американский конгресс и британский парламент. Обе структуры ждут, что Цукерберг выступит перед ними в ближайшее время. Американист Михаил Таратута, впрочем, считает, что новых проблем у корпорации из-за этого не возникнет: «Демократы на этом настаивают, чтобы еще лишнюю шпильку воткнуть Трампу. Ничего нового сказать Цукерберг не может, будут приноситься в основном публичные извинения. Он будет объяснять, почему так получилось, что это непродуманная ситуация, и, конечно же, они все исправили и исправят в будущем. Я не думаю, что за этим кроется что-то уж очень серьезное».

Сложно сказать, сколько денег Марк Цукерберг потратил на объявления в британской прессе — неизвестно количество изданий. Занять страницу в еженедельнике The Observer стоит $12,5 тыс. Допустим, Facebook обратилась к десятку газет. На фоне потерь в $50 млрд такие затраты кажутся статистической погрешностью.

Тем временем разработчик из Новой Зеландии пожаловался в Twitter, что Facebook следит за его звонками и СМС — об этом он узнал, запросив у компании данные о себе. Модераторы ответили, что это стандартная практика, которая помогает им совершенствовать систему рекомендаций.

Вся лента