Внутри Хоакина Феникса: правосудие и психоделика

Почему стоит уделить внимание фильму «Тебя никогда здесь не было»

В российский прокат вышел психоделический триллер «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси. Фильм рассказывает историю наемного убийцы Джо — его играет Хоакин Феникс. Герой получает задание спасти дочь влиятельного политика из сексуального рабства. На Каннском кинофестивале картина получила награды за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль. Почему стоит уделить фильму внимание, рассказывают Григорий Колганов и Елена Иванова.

Главный герой Джо — суровый и беспощадный киллер. В прошлом он работал на ФБР, но так и не смог вернуться к нормальной жизни. Воспоминания о тяжелом детстве и жестоких убийствах не дают покоя: мужчину мучают кошмары и галлюцинации. По ночам Джо выходит на улицы Нью-Йорка и вершит правосудие: жертвами киллера становятся похитители детей. Однажды к наемнику обращается известный политик. Его дочь, 14-летняя Нина, попала в сексуальное рабство. Джо придется ее освободить.

Несмотря на захватывающий сюжет, картина не похожа на типичный триллер. Критики предпочитают называть ее психоделической драмой. Взять хотя бы характер главного героя: ночью он убивает молотком очередного злодея, а днем нежно заботится о своей престарелой матери, они вместе смотрят фильм Хичкока «Психо». Кроме того, Джо мучают мысли о суициде. Понять поступки и мотивацию главного героя трудно, но именно это — одно из главных достоинств ленты, отметил кинокритик изданий «Медуза» и Esquire Егор Москвитин: «Самое страшное происходит не столько в реальности, сколько в воспоминаниях главного героя. Фильм является лабиринтом, головоломкой, ребусом, потому что нам, чтобы понять мотивацию героя, нужно разобраться в его прошлом, а его прошлое дается фрагментарно, отрывочно, галлюциногенно. Это кино, которое существует сразу в нескольких временных интервалах, поэтому разгадывать личность героя, особенно так хорошо сыгранного, наверное, даже интереснее, чем следить за основной сюжетной линией».

Не обошлось в триллере и без остросоциальных тем: например, по сюжету бордели с несовершеннолетними проститутками контролируются коррумпированными чиновниками. Однако массовый российский зритель вряд ли оценит многослойность картины, отметил кинообозреватель ТАСС Егор Беликов: «Слишком мало слов и слишком мало пояснений, слишком много чувств и эмоций — наверное, это будет небольшой перегруз для российского зрителя. В бесконечном потоке жестокости и ярости, которая льется из главного героя, наверное, социальная составляющая этого фильма — коррумпированные политики и высокопоставленные педофилы — не так важна для восприятия».

Тем не менее, критики встретили ленту тепло: в Каннах — и вовсе бурными овациями. А режиссера картины, шотландку Линн Рэмси, уже назвали уникальным и бескомпромиссным голосом современного кинематографа. В рецензии газеты Times ее работу поставили в один ряд с культовым «Таксистом» Мартина Скорсезе. И дело тут не только в похожем сюжете и ночных пейзажах Нью-Йорка. По словам экспертов, оба фильма хорошо передают атмосферу душевной опустошенности, но сохраняют надежду на лучшее.

Вся лента