Рейтинг специалистов по юридическому маркетингу, PR и стратегии

рейтинг

Анализируя рынок юридических услуг и рассматривая представленные проекты, исследователи "Ъ" обратили внимание на то, что в некоторых из них чрезвычайно велика роль информационной, не чисто юридической составляющей. Выяснилось, что успех значительного количества дел напрямую зависит от работы специалистов по стратегии, PR и информационному сопровождению — весьма специфической, не до конца сформировавшейся отрасли, где, однако, уже работают признанные на юридическом рынке звезды.

В крупнейших юридических фирмах информационным сопровождением, например, судебных процессов обычно занимаются штатные маркетологи и PR-специалисты. Основная их задача — продвижение конкретной юридической фирмы или практики, а также все, что принято называть маркетинговыми коммуникациями. Однако в последние пару лет заметен четкий тренд: PR-отделы лидирующих фирм наравне с юристами участвуют в ведении, информационном сопровождении того или иного проекта, принося работодателю весьма существенные деньги.

Самые известные специалисты в этой области не заняты штатно в какой-то конкретной юридической фирме, а берутся за тот или иной аспект, связанный с юридическим маркетингом, продвижением или стратегией, в качестве внешних консультантов, чаще всего не афишируя своей вовлеченности.

Мы захотели разобраться в этой специфической, но очень важной "подотрасли" российского юридического рынка и изучили ее, прежде всего беседуя с журналистами, аналитиками и юристами. Мы также проанализировали открытые источники (пресса, интернет, профессиональные издания, форумы и программы специализированных мероприятий) на предмет упоминания тех или иных специалистов. Наконец, мы ознакомились с биографией и карьерным путем отобранных кандидатов (там, где это было доступно — напрямую к попавшим в рейтинг персонам мы не обращались), прежде всего обращая внимание на профильный опыт, поскольку юридический PR и стратегический маркетинг — области специфические, требующие массы специальных знаний и навыков. Вероятно, поэтому здесь, по почти единодушному мнению юристов, не приживаются консультанты из классических агентств или с опытом только в других бизнесах.

Проанализировав полученную информацию, мы составили шорт-лист наиболее часто упоминаемых персон. Те из них, кто набрал больше всех положительных отзывов и условных баллов по описанным выше критериям (таких оказалось сразу трое), были поставлены на первое место и приняты в качестве точки отсчета (100% в рамках нашей шкалы) для всех остальных. Дальнейшие места в рейтинге определялись по мере убывания процентов (баллов) относительно лидеров рейтинга. В качестве точки отсечения для рейтинга было установлено третье место.

Мы осознаем дискуссионность этой методологии, но считаем, что и она, и составленный на ее основе топ-10 в целом отражают состояние маркетингово-стратегической подотрасли юридического рынка и, будучи первой попыткой структурировать ее, могут стать хорошим заделом для дальнейших рейтингов.

Рейтинг специалистов по юридическому маркетингу, PR и стратегии

Место в
рейтинге
Наименование фирмыСпециалист
1White Collar StrategyИван Апатов
Российская газетаАлександр Московкин
Право.Ru, White Collar StrategyЕкатерина Клейменова
2Федеральная палата адвокатовОльга Бинда
Legal StratagencyАлександр Хвощинский
3ФБК Grant ThorntonПетр Гельтищев
Егоров, Пугинский, Афанасьев и
партнеры
Елена Успенская
Hogan LovellsПолина Васко
Юков и партнерыНадежда Архипова
Tenzor Consulting GroupАрина Клементьева
PlatformaНина Данилина
ART DE LEXСветлана Степанова
Вся лента