Севморпуть в импортозамещение

Из Арктики вытесняют иностранные суда

Белый дом готовится уже с 2019 года запретить перевозку по Севморпути нефти, газа и угля, добытых в российской Арктике, на судах иностранного производства. Законопроект Минпромторга, согласованный Минтрансом и Минэнерго, должен быть вскоре внесен в правительство. Меры должны обеспечить загрузку суперверфи «Звезда», которую строит на Дальнем Востоке «Роснефть», но могут серьезно ударить по планам других нефтегазовых компаний, прежде всего НОВАТЭКа.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Законопроект Минпромторга по запрету использования иностранных судов для перевозок нефти, газа и угля, добытых в российской Арктике, в основном согласован и может поступить в правительство в ближайшее время, рассказали источники “Ъ”. Документ стал развитием инициативы по обязательному использованию российского флага на Севморпути (СМП) — соответствующие поправки к кодексу торгового мореплавания были приняты в конце прошлого года (см. “Ъ” от 17 ноября 2017 года).

Теперь Минпромторг предлагает для тех же категорий, то есть перевозок и хранения в акватории СМП нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и угля, добытых в российской Арктике, а также ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и морских ресурсных исследований на шельфе ввести с 2019 года требование применять только суда российского производства. В случае перевозок требование распространяется на транспортировку до первого пункта выгрузки или перегрузки за пределами СМП. По словам одного из собеседников “Ъ”, требования будут распространяться также на фрахт и аренду. Исключения возможны: если стоимость техники превышает 1 млрд руб., вопрос будет решать подкомиссия по импортозамещению во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. По данным “Ъ”, на одном из совещаний у Владимира Путина глава «Роснефти» Игорь Сечин предлагал увеличить лимит стоимости до 10 млрд руб., но это не поддержали.

В Минпромторге говорят, что законопроект поддержали Минтранс и Минэнерго. В Минтрансе уточнили, что направили в Минпромторг доработанную версию. В Минэнерго «приветствуют инициативу», но считают, что срок вступления закона в силу «должен определяться поэтапно с учетом возможностей российских верфей». Сейчас документ проходит оценку регулирующего воздействия (ОРВ), в Минэкономики пообещали, что она будет готова в ближайшее время. По словам собеседников “Ъ”, ОРВ, скорее всего, будет отрицательной, но «Дмитрий Рогозин сильно давит», и вероятность скорого рассмотрения проекта в правительстве высока.

Новое регулирование коснется прежде всего нефтегазовых компаний, работающих в Арктике. Нефть и газ по СМП пока перевозят только НОВАТЭК и «Газпром нефть», перевалочный терминал ЛУКОЙЛа «Варандей» расположен в Печорском море (формально не входит в СМП). «Роснефть» на арктическом шельфе только ведет геологоразведку. «Газпром нефть» сейчас возит нефть по СМП в рамках освоения Новопортовского месторождения танкерами-челноками (шесть штук построено в Южной Корее) на судно-накопитель в Мурманске и затем отгружает на экспорт. По словам собеседника “Ъ” в компании, ее законопроект мало задевает, «есть проблема с одним танкером, которую можно решить». В «Роснефти», ЛУКОЙЛе и «Газпром нефти» отказались от комментариев.

Главные проблемы возникают у НОВАТЭКа. Теоретически новое регулирование может серьезно повлиять даже на уже запущенный «Ямал СПГ», поскольку к началу 2019 года не все танкеры-газовозы (строятся в Южной Корее) для проекта будут сданы. Будущий проект «Арктик СПГ» на 19,8 млн т СПГ в год и предварительной стоимостью около $20 млрд поправки могут поставить на грань отмены, считает ряд собеседников “Ъ”. По словам одного из них, в рамках переговоров между НОВАТЭКом и верфью «Звезда» (строится на Дальнем Востоке) газовой компании предложили построить СПГ-танкер на 80% дороже, чем в Южной Корее, «и это без гарантии качества и сдачи в срок». Источники “Ъ” называют НОВАТЭК единственным оппонентом нововведений.

В самом НОВАТЭКе признают, что «развитие судостроительной отрасли России требует поддержки». Но, подчеркивают в компании, на этот счет уже выпущены постановления и распоряжения, даны поручения, которые выполняет НОВАТЭК. Предлагаемые поправки, говорят в компании, фактически остановят действующие арктические проекты и сделают невозможной реализацию новых.

Глава ОСК Алексей Рахманов заявил “Ъ”, что госкорпорация всегда поддерживала идею подобного законопроекта: «Если будет больше судов под российским флагом, больше судов построено в РФ, это автоматически означает больше заказов, в том числе на ОСК». Но, признал он, «самое главное, чтобы мы не укусили сами себя за хвост, если запретим всем строить за границей, а сами не сможем». Собеседник “Ъ” в отрасли отмечает, что есть общее понимание о необходимости «страховочных механизмов», если верфи не смогут обеспечить заказ. Предполагается, что строить крупные суда будет верфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка), но предприятие только строится. Другой собеседник “Ъ” предполагает, что в любом случае будут сделаны определенные исключения: вряд ли компании заставят строить в России те же сейсморазведочные суда, рынок которых очень узкий.

Анастасия Веденеева, Иван Сафронов, Юрий Барсуков, Дмитрий Козлов

Ледоколы заплутали в тумане

Почему перспективы новых проектов для освоения Арктики остаются под вопросом

Читать далее

Вся лента