«Неловко предлагать соседям плохой товар»

Андрей Воскресенский — о первых этажах новостроек

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Андрей Воскресенский рассказывает о том, как владельцы и арендаторы коммерческих помещений в новостройках чаще всего используют площади.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Жители современных новостроек могут решать почти все бытовые вопросы, не покидая своих дворов. К такому выводу пришли эксперты компании «Атлант», проанализировав запросы на коммерческие помещения в своих жилых комплексах. После сдачи в эксплуатацию помимо заложенной в проект инфраструктуры, которую создает застройщик, формируется также стихийная инфраструктура на первых этажах домов.

Чаще всего коммерческие площади занимают различные предприятия из сферы торговли и оказания услуг. Именно они обеспечивают большую часть бытовых потребностей жильцов дома. До 40% запросов на коммерческие площади приходится на предприятия торговли. Особенно популярны, кроме продуктовых магазинов, стройматериалы и мебель. Жильцы новых комплексов массово ремонтируют и обставляют свои квартиры. Примерно 15% спроса на нежилые помещения генерируют компании из сферы красоты и здоровья: парикмахерские, спа-центры, аптеки, частные медицинские предприятия различных профилей. Еще около 12% спроса обеспечивают образовательные компании. Конечно, общеобразовательные школы строит город или сам девелопер, а вот детские сады, центры дополнительного развития, творческие мастерские, языковые школы — это удел частных предпринимателей. И, наконец, примерно 10% запросов приходит со стороны предприятий общепита. Как правило, это небольшие кафе, рассчитанные на жителей прилегающих домов.

Кстати, некоторые застройщики предоставляют дополнительные скидки покупателям коммерческих помещений, если они одновременно приобретают квартиру в жилом комплексе. Это определенная гарантия качества — все-таки неловко предлагать собственным соседям плохой товар или услугу.

Вся лента