Не всё в азуре

У чартерной Azur Air нашли недочеты в летной годности самолетов

После прошлогоднего коллапса «ВИМ-Авиа» Росавиация продолжает демонстрировать, что ужесточила контроль за чартерными авиаперевозками. На этот раз досталось одной из наиболее пунктуальных авиакомпаний. Через два дня после вынужденной посадки в США самолета Azur Air Росавиация вспомнила, что еще в декабре имела претензии к поддержанию летной годности самолетов компании, и ограничила 20 марта срок действия ее сертификата эксплуатанта. В Azur Air обещают устранить недочеты. Если это сделать не удастся, то это может ударить по бизнесу работающего с перевозчиком крупного туроператора Anex Tour.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Росавиация ограничила срок действия сертификата эксплуатанта крупнейшей чартерной авиакомпании РФ Azur Air до 20 марта. Решение принято на основании акта внеплановой проверки в декабре 2017 года. Тогда Росавиация выявила «несоответствия и недостатки, касающиеся поддержания летной годности самолетов и организации летной работы». Но перевозчик не устранил замечания в полном объеме. Согласно воздушному законодательству, если нарушения «существенно влияют на безопасность полетов», то сертификат эксплуатанта (дает право на полеты) может быть ограничен, приостановлен или аннулирован. Если Azur Air устранит замечания, то ограничения будут сняты, иначе с 21 марта компания может прекратить полеты.

В Azur Air не видят затруднений, связанных с устранением «в полном объеме выявленных регулятором несоответствий и недостатков». Перевозчик в кратчайшие сроки подаст заявку в Росавиацию для снятия ограничений со всеми необходимыми документами об устранении замечаний. Сейчас компания в стабильном финансово-экономическом состоянии и лидирует по пунктуальности, замечают в Azur Air (по отчетам Росавиации, в 2017 году компания входила в тройку лидеров по пунктуальности чартеров, в новогодние праздники задержано было лишь 2,1% вылетов). Но 31 января летевший на Кубу самолет Azur Air вынужденно сел из-за технических проблем в США.

Чартерная Azur Air создана в 2014 году на базе входившей в Utair «Катэкавиа». Через ООО «Ван2Флай» принадлежит Анне Фукаловой (55%) и Наталье Кочкар (45%). Azur Air занимает восьмое место в России, в 2017 году перевезла 3,7 млн пассажиров. В 2016 году выручка составила 20,9 млрд руб., чистая прибыль — 275 млн руб. Стратегический партнер — туроператор Anex Tour.

Вопрос ужесточения контроля за чартерами обсуждается с августа 2017 года на фоне краха «ВИМ-Авиа» (прекратила полеты 15 октября). Осенью появились новые правила допуска: запрос на три и более оборотных чартера в месяц надо направлять не позже чем за 14 дней (раньше — за сутки), требуется резервный парк, исправность самолетов не менее чем на 75%.

Запрос на коррекцию программы должен направляться минимум за сутки до вылета, переносы допускаются только из-за метеоусловий или форс-мажоров. Авиакомпании могут лишиться права на чартеры при задержке 10% рейсов в месяц, а вылет не может переноситься более чем на 24 часа (см. “Ъ” от 2 декабря). Уже в конце декабря Росавиация сократила новогодние международные чартерные программы на 20–30% шести компаниям, в том числе Azur Air.

Собеседник “Ъ” на туристическом рынке указывает, что на Azur Air приходится примерно треть рынка чартерных перевозок. «Сейчас главный вопрос в том, может ли компания вести продажи билетов на даты после 19 марта,— рассуждает он.— С учетом того, что прямых ограничений в приказе Росавиации нет, может». Источник “Ъ” добавляет, что даже при уходе компании с рынка со сложностями столкнется лишь близкий к ней туроператор Anex Tour (один из крупнейших игроков на рынке выездного туризма). В 2017 году Anex Tour перевез 3,7 млн туристов, указывает он.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов с удивлением воспринял решение Росавиации: «Azur Air — самая устойчивая и финансово сбалансированная авиакомпания на чартерном рынке». Он полагает, что подобная практика регулирования может привести к уходу с рынка реально сильных и эффективных игроков, что усилит монополизацию.

Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова

Вся лента