Трассе Москва — Петербург добавят функций

Съезды со скоростной магистрали обустроят за 2 млрд рублей

Реализация масштабного федерального проекта по созданию 20 зон придорожного сервиса вдоль трассы М-11 "Москва — Петербург" начнется с Ленобласти. Первые бесплатные съезды с заправками, станциями техобслуживания, кафе и мотелями (так называемые многофункциональные зоны) построят в Тосненском районе. Размер инвестиций в них оцениваются в 2 млрд рублей.

Строительство транспортной развязки на пересечении трассы М-11 "Москва - Санкт-Петербург

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

На границе Петербурга и Ленобласти обустроят четыре многофункциональные зоны (МФЗ) на платной трассе М-11. Строительство станет первым этапом программы госкорпорации "Автодор" по запуску 20 бесплатных съездов к комплексам из автозаправок, станций техобслуживания, гостиниц и пунктов общепита вдоль скоростной магистрали.

Оператор проекта, управляющая компания "Автодор", оценивает размер инвестиций на создание основных объектов МФЗ в 1,5-2 млрд рублей. "Реализация проекта позволит развить прилегающую к трассе территорию и создать рабочие места",— сообщила "Ъ" пресс-секретарь организации Екатерина Варенова.

При этом вне МФЗ для удобства водителей в проекте дороги предусмотрено более 60 бесплатных площадок с зонами отдыха для водителей, стоянками, туалетами и мусоросборниками, подчеркнула пресс-секретарь ООО "Магистраль двух столиц" Екатерина Осадчая. Напомним, компания выступает концессионером участка трассы от петербургской КАД до Новгородской области.

Земельные участки под проект предоставит индустриальный парк "М-10", расположенный в Тосненском районе. Территория парка представляет собой площадку более чем в 700 га для размещения промышленных предприятий на льготных условиях. В ведении ООО "Агентство территориального развития М10" окажутся две из четырех сервисных зон — с обеих сторон трассы в районе 665-го км. В управление "Автодора" перейдут съезды на правой стороне 594-го километра и слева от 583-го. Общая площадь будущих МФЗ не превысит 8 га.

Директор инвестпарка Михаил Косарев уверен в рентабельности проекта после открытия всех участков магистрали. "Вся инфрастурктура неизбежно будет пользоваться повышенным водительским спросом при многократном увеличении транспортного потока между Москвой и Петербургом", — сказал глава "М-10".

Запуск МФЗ не только повысит уровень водительского комфорта, но и положительно скажется на развитии малого и среднего бизнеса, отметил вице-губернатор региона Дмитрий Ялов. "Новые объекты сервиса и логистики дают больше рабочих мест, чем заводы, где большинство процессов автоматизировано. По предварительным данным, на одном МФЗ смогут работать от 50 до 100 человек",— подчеркнул господин Ялов.

В качестве инвесторов "Автодор" планирует привлекать "крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании". Отбирать операторов заправок, гостиниц, пунктов общественного питания будут на конкурсной основе.

Ключевые нефтетрейдеры сообщили "Ъ" о своей готовности участовать в проекте. "Газпром" планирует строительство на М-11 газовых (АГНКС) и криогенных (КриоАЗС) станций. Точное количество объектов пока не определено. В сети АЗС "Газпромнефть" рассматривают возможность размещения пяти автозаправок на М-11 в Тверской, Новгородской и Ленинградской областях с привлечением партнеров-соинвесторов. "Роснефть" намерена построить для МФЗ не менее четырех АЗС.

"Лукойл" и "Татнефть" не смогли оперативно подтвердить свое участие в переговорах с госкорпорацией.

Вместе с тем станции АЗС и СТО — единственные объекты, которые будут пользоваться водительским спросом, считает представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Можегов. "Цены в отелях или кафе будут неконкурентоспособны из-за особенностей придорожного размещения и обслуживания",— прогнозирует эксперт.

Инвестиционная привлекательность МФЗ будет зависеть от условий государственно-частного партнерства, считает глава Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. "Сервис важен для безопасности дорожного движения, но без субсидий окупаемость бизнеса на скоростной дороге маловероятна",— заключил он.

Сомневается в необходимости гостинично-ресторанной инфраструктуры и координатор Ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко. "Платная М-11 нужна для экономии времени, не для отдыха, а разовые обращения не окупят затрат в объекты",— считает он. При этом он не уверен и в потенциальной востребованности самой трассы. В октябре Ассоциация провела эксперимент на съезде к платному объезду Вышнего Волочка, подсчитав соотношение пользователей М-11 к водителям на бесплатной дороге. Исследование показало, что 85 водителей из 100 предпочитают проезд через город, несмотря на затрудненное движение.

Среднесуточный трафик по обходу Вышнего Волочка превышает 6 тыс. автомобилей, уточнили "Ъ" в УК "Автодор". "Прогнозировать "среднюю температуру по палате" на всей М-11 некорректно, поскольку на разных ее участках будет разная загрузка,— сказала Екатерина Варенова.— Но очевидно, что после ввода в эксплуатацию всей трассы трафик на ней будет гораздо выше, чем на двух отдельных участках".

Магистраль М-11 откроют не раньше октября следующего года, хотя изначально запуск планировался на июнь 2018 года — к чемпионату мира по футболу. На данный момент движение открыто по трем участкам: Москва — Солнечногорск, обход Вышнего Волочка и объезд Торжка в Тверской области.

Айгуль Абдуллина

Вся лента