"Даже климат в теплице и питание растений управляются компьютерами..."

действующие лица

О том, как устроен тепличный бизнес в России, успехах и надеждах отрасли, спросе, предложении и особенностях финансирования новых инвестиционных проектов по производству овощей закрытого грунта Review рассказывает председатель совета директоров компании "Липецкагро" Дмитрий Лашин.

Фото: Предоставлено "Липецкагро"

— Когда тема тепличного овощеводства стала интересна аграриям? Что стало причиной возобновления интереса инвесторов к данному сектору сельского хозяйства?

— Повышенный интерес у профессиональных и непрофессиональных инвесторов в области защищенного грунта появился с появлением различных программ поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях. Первоначально это были местные программы, которые частично софинансировал федеральный бюджет. В последние несколько лет акцент помощи сместился в сторону бюджетной поддержки. Важность финансового участия государства связана с высокой капиталоемкостью проектов тепличных комбинатов и достаточно длинными сроками их окупаемости.

— Как программа по импортозамещению отразилась на планах по развитию выращивания овощей закрытого грунта?

— В 2016 году, по данным статистики, собственное производство овощей в РФ превысило по объемам импорт. До этого импорт оценивался в 60-75% от общего объема потребления этого вида продукции в стране. При этом потребление не снизилось, а имеет тенденцию к увеличению.

— Какие первые шаги сделала компания, когда стало понятно, что это направление может стать перспективным?

— Мы не являлись новичками на рынке. В области защищенного грунта наши компании работают с 1991 года (производство различного оборудования для теплиц, строительство комплексов "под ключ", агрономическое сопровождение). Появление программ господдержки, наши навыки и опыт в агрономии защищенного грунта и строительстве теплиц воплотились в создании новых тепличных комплексов пятого поколения, которые стали первыми в России.

— Какая схема финансирования была выбрана для тепличного проекта?

— Мы выбрали проектное финансирование от Сбербанка, учитывая длительные сроки окупаемости тепличных комплексов — до шести-восьми лет — и субсидирование таких инвестиционных кредитов со стороны государства. Наши тепличные комбинаты ежегодно и достаточно успешно участвуют в конкурсах на получение субсидий. С 2013 года под влиянием экономического кризиса 2014-2015 годов процентная ставка банка несколько выросла, при этом субсидирование ставок из федерального и регионального бюджетов позволяет нашему комплексу находиться в приемлемом режиме обслуживания долга. В 2017 году госпомощь претерпела изменения. Теперь проекты строительства ТК, прошедшие конкурсный отбор в Министерстве сельского хозяйства РФ, могут получить кредитные средства под 2-5% годовых.

— Позволило ли это компании привлечь средства на развитие проекта по другим предлагаемым банком и государством программам софинансирования?

— Да, мы пользуемся "всем набором" поддержки федеральной и региональной и получаем компенсацию части затрат на создание активов, субсидирование процентной ставки и некоторые другие.

— Насколько успешно развивается, на ваш взгляд, данное направление в сельском хозяйстве?

— Очень успешно. Это подтверждают данные роста объемов овощей собственного производства и рост числа желающих не просто инвестировать, но и участвовать в бизнесе по выращиванию овощей защищенного грунта.

— Как изменился спрос на продукцию тепличных хозяйств за последние три года? Со стороны торговых сетей? Со стороны потребителей?

— Основная задача тепличных хозяйств — это удовлетворение спроса на свежие овощи в осенне-зимне-весенний период. Потребление свежих овощей в нашей стране растет последние 10-15 лет, а появление программы по импортозамещению усилило эту тенденцию. И перспектив достаточно: потребление свежих овощей в нашей стране пока еще отстает от показателей, рекомендованных ВОЗ (не менее 400 г фруктов и овощей — предпочтительно свежих и выращенных в месте проживания.— "Ъ").

Торговые сети значительно увеличили свой интерес к российским производителям. Здесь сказываются сроки хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов. А с падением курса рубля в 2014-2015 годах у овощей отечественных производителей повысилась конкурентоспособность по отношению к импортным по цене. Потребитель же только выиграл: серьезные отечественные производители овощей поставляют более качественную и свежую продукцию, чем отдельные импортные.

— Что самое важное вы могли бы посоветовать инвестору или аграрию, который намерен создать такой бизнес "с нуля"?

— Нужно любить и понимать сельское хозяйство. Иметь огромное желание не только выращивать, но организовывать и администрировать достаточно сложное в технологическом аспекте тепличное хозяйство. Четко понимать, куда и кому будет поставляться продукция. И, как ни банально звучит, стартовый капитал должен составлять порядка 20-30% от стоимости тепличного комплекса. Но это все справедливо для больших современных промышленных теплиц.

— Почему для развития своего проекта вы выбрали Липецкую область? В каких еще регионах, на ваш взгляд, было бы логично развивать данный вид деятельности?

— Современные технологии позволяют строить теплицы в различных регионах с различными климатическими условиями. Исключением являются зоны с экстремальным температурным режимом, где теплицы экономически нецелесообразны. Что касается Липецкой области, то мы очень признательны местной администрации, которая не только поверила нам, когда мы начинали проект, но и предоставила льготы по программам развития региона и до сих пор оперативно помогает решать возникающие вопросы. Возможно, именно оперативность взаимодействия региона и инвестора стала определяющей в выборе площадки для приложения наших сил.

— Насколько автоматизирован на сегодня труд аграриев в этом секторе?

— В наших теплицах используются все последние достижения отрасли: от конструкций теплиц, технологического оборудования, технологии выращивания до конечной сортировки и упаковки овощей. Даже климат в теплице и питание растений управляются компьютерами. Но как заменить овощеводов или агрономов, еще никто не придумал. Поэтому, несмотря на высокий уровень автоматизации, на наших тепличных комбинатах уже работают более 1 тыс. человек. А что касается инноваций, у нас уже самые инновационные теплицы пятого поколения с технологией UltraClima. Современное технологическое оборудование для теплиц мы производим на наших предприятиях, где различного рода усовершенствования носят регулярный характер.

Интервью взяла Мария Тарасова

Вся лента