Регионы демонстрируют тяжелую нехватку

Федеральные власти получают новые просьбы о финансовой помощи

Сегодня правительственная комиссия по региональному развитию под руководством вице-премьера Дмитрия Козака обсудит финансово-экономическую ситуацию в регионах. Вчера о необходимости пересмотра распределения доходов от акцизов на нефтепродукты между центром и регионами заявили депутаты Заксобрания Новосибирской области. Ранее о «катастрофической ситуации» в регионе из-за нехватки денег заявили депутаты Хакасии. Об экономических трудностях говорят и назначенные недавно врио губернаторы-«технократы». Эксперт считает: не у каждого из них получится добиться финансовой помощи, так как отношения у центра с регионами по-прежнему разные.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Депутаты Заксобрания Новосибирской области вчера обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву и спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой пересмотреть распределение доходов от собираемых акцизов на нефтепродукты между бюджетом РФ и регионом. «Мы приняли эти обращения, чтобы вернуть акциз в полном объеме в региональные бюджеты в ближайшее время»,— заявил глава транспортного комитета заксобрания Федор Николаев. Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в России изменились с 2016 года. Ранее региональные бюджеты получали 100%. С 2017 года в бюджеты субъектов поступает 61,7%, остальное идет в бюджет РФ. В 2018 году регионы должны получить лишь 57,4% доходов от собранных акцизов, в 2019 году — 60,2%. В основном за счет акцизов формируются дорожные фонды регионов.

Снижение нормативов отчисления в 2017 году привело к потерям консолидированного бюджета Новосибирской области на 2,2 млрд руб., что составляет почти 30% от существующего объема дорожного фонда, сообщил Федор Николаев. В 2017–2019 годах с учетом муниципалитетов области, которые отдельно получают акцизы на свою дорожную сеть, потери бюджета составят около 9 млрд руб., говорит он. По словам депутата, в условиях значительного сокращения дорожного фонда невозможно будет выполнить поручение президента об удвоении в ближайшие десять лет объемов строительства и реконструкции автодорог по сравнению с периодом 2003–2012 годов. Оставшиеся средства обеспечивают лишь текущее содержание автодорог, говорится в тексте обращения депутатов. Без капвложений за три года региональные дороги придут в негодность.

С аналогичной ситуацией столкнулась и Нижегородская область.

В региональном министерстве финансов сказали, что, согласно проекту федерального бюджета на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов, предполагается увеличить нормативы зачисления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет с текущих 38,3% в 2018 году — до 42,94%, в 2019 году — до 41,86%, а на 2020 год установить норматив в размере 41,8%. В качестве компенсации потерь региональных бюджетов планируется увеличить ставку акциза на дизельное топливо на 50 коп. в расчете на один литр, а с 1 июля 2018 года дополнительно поднять ее еще на 50 коп.

С нехваткой денег столкнулись уже и назначенные в октябре врио глав регионов. Так, о росте госдолга Красноярского края до 100 млрд руб. к концу 2017 года на съезде депутатов региона заявил врио губернатора Александр Усс: «Здесь мы в тройке российских лидеров, но со знаком минус. В структуре госдолга беспокоит высокая доля коммерческой составляющей, которую желательно замещать кредитами Минфина России». О необходимости выделить дополнительные средства Омской области говорит врио главы региона Александр Бурков. По его словам, он будет лично договариваться об этом с федеральными чиновниками. «У региона очень закредитованный бюджет, и Александр Бурков хотел бы включить область в программу реструктуризации кредитов»,— отмечает собеседник “Ъ” в администрации Омской области. Также регион надеется на получение грантов из бюджета РФ.

Политолог Михаил Виноградов считает, что губернаторы-«технократы» вынуждены балансировать между надеждой центра на снижение потребности в федеральной помощи после смены руководства в этих регионах и необходимостью губернаторам демонстрировать лоббистский вес. Решение о том, кто из них добьется финансовой поддержки центра, содержит элемент случайности, потому что у центра по-прежнему разные отношения со всеми субъектами (должен быть эффект непредсказуемости и право внезапно поменять правила игры), полагает эксперт.

На прошлой неделе о «катастрофической ситуации» в регионе заявили депутаты Верховного совета Хакасии. Они обратились к Дмитрию Медведеву и Вячеславу Володину с просьбой оказать финансовую помощь республике в размере 28,2 млрд руб. (см. “Ъ” от 26 октября). Официального ответа депутаты Хакасии от правительства и Госдумы не получили. Тогда собеседник “Ъ” в аппарате вице-премьера Козака говорил, что «правительство владеет ситуацией во всех регионах, но важно выработать комплексный подход к решению проблемы, а не принимать индивидуальные решения». Сегодня на заседании правительственной комиссии по региональному развитию обсудят реструктуризацию бюджетных кредитов, дотации на выравнивание бюджетной задолженности, гранты субъектам РФ . Докладчиками должны выступить министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Максим Орешкин. В заседании комиссии планирует принять участие Александр Бурков. Находится сейчас в Москве и глава Хакасии Виктор Зимин.

Софья Самохина, Максим Иванов; Оксана Павлова, Новосибирск; Александра Викулова, Нижний Новгород

Как Владимир Путин в Ульяновске разворачивал финансовые потоки регионов

22 сентября президент России Владимир Путин в Ульяновске после заседания президиума Госсовета, посвященного проблеме пассажирских перевозок, неожиданно озвучил решение, которое на ближайшие годы может стать, без преувеличения, судьбоносным для большинства регионов России. Речь идет о глобальной реструктуризации кредитной задолженности регионов перед федеральным центром.

Читать далее

Вся лента