Интеллектуальной собственности требуется мегамозг

ЦСР предлагает административный рывок в мир цифровых авторских прав

Центр стратегических разработок (ЦСР) в докладе «Эффективное использование интеллектуальной собственности», являющемся частью предложений команды Алексея Кудрина по реформам после президентских выборов 2018 года, предлагает централизовать в едином госоргане (предположительно, не Минобрнауки) политику управления интеллектуальной собственностью (ИС), спонсировать патентную активность российских структур за рубежом и готовиться к 2019 году к развитию автоматизированных систем управления ИС. Кроме того, выдвинуто предложение о льготном налогообложении оборота ИС. Ряд экспертов ЦСР в особом мнении предлагают считать институт ИС анахронизмом, сдерживающим развитие экономики РФ.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Доклад о будущем системы ИС подготовлен рабочей группой, в составе которой в основном были представители структур, придерживающихся более или менее традиционных взглядов на этот институт: «Роснано», «Сколково», Минобрнауки, ФРИИ, «Иннопрактики», Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФСИС). Несмотря на это, авторы исходят из традиционных для РФ крайне алармистских подходов к текущей системе регулирования оборота ИС в стране, признавая нынешним лидером рынка ИС Китай, предполагая патентную активность, оценки ИС в активах компаний и прочие показатели этого ряда адекватной мерой описания текущей ситуации. «Особое мнение» неназванных экспертов ЦСР, описывающих ИС как отмирающий в будущем искусственный механизм доминирования крупных и активных на этом рынке экономик, не описано, в докладе она лишь отмечается в расчете на «дальнейшую дискуссию».

В докладе прямо констатируется, что в России не сформировалась «культура работы с объектами интеллектуального права», несмотря на все усилия в этой сфере, закончившиеся созданием ФСИС, и основной краткосрочной (до 2019 года) идеей ЦСР является быстрое ее создание, вплоть до популяризации (очевидно, на бюджетные средства) идей оборота ИС в обществе. Весьма ценным в докладе между тем является постановка вопроса о среднесрочных перспективах развития рынка ИС — в качестве принятой рабочей версии описывается быстрая цифровизация объектов ИС и развитие в мире автоматизированных систем их оборота без участия человека. Этот сценарий предполагает достаточно быстрое (влияющее на основные индустрии до 2025 года) продвижение технологий «Индустрии 4.0» и «цифровых фабрик», использующих цифровые модели в производственном процессе. Неучастие государства в этих процессах предсказуемо объявлено риском, на основании этого предлагается как можно быстрее достроить систему оборота ИС в России, руководствуясь в том числе идеями проекта IPNet Национальной технологической инициативы, создать законодательную базу по взаимодействию будущих автоматизированных депозитариев ИС с государственными реестрами, упростить систему патентования в РФ.

Административной идеей доклада до 2019 года является централизация в одном федеральном органе исполнительной власти всей госполитики в отношении ИС: исходя из того, что авторы в целом критически относятся к высокой патентной активности университетов и научных учреждений под контролем Минобрнауки, таким органом видится скорее преобразованное ФСИС или подобная госструктура. Также срочными мерами предлагается упрощение налогообложения оборота нематериальных активов, льготная ставка в 5% по налогу на прибыль от оборота доходов от распоряжения результатами интеллектуальной деятельности, упрощение патентования. Еще одна мера помимо стандартных — субсидирование (в данном случае уместно говорить о спонсировании) правовой охраны ИС российских субъектов за пределами России.

Долгосрочно же ЦСР предлагает осуществить меры по созданию единой и стандартной для всей экономики «открытой публичной частно-государственной сетевой технологической платформы», описание которой довольно подробно с точки зрения того, что в ней должно присутствовать и зачем она нужна (в частности, она объявлена фактором «вовлечения в продуктивную экономику творческого потенциала нации» и «объединения “русского мира”»), но довольно туманно в части предлагаемых механизмов ее создания. Альтернатива программе — это помимо прочего и «развитие соответствующих платформ не на территории России» — в докладе выглядит малоубедительной угрозой: российский IT-рынок, пока главная в процессе развития ИС отрасль, весьма бурно развивается в последние пять-шесть лет именно по этой модели, и реальных «катастрофических» последствий уменьшения возможностей государства в этой сфере пока предъявить не удается.

Дмитрий Бутрин

Вся лента