Министерские реформы в России

Досье

Как менялась структура органов исполнительной власти

Первая в истории России министерская реформа (после петровских преобразований) началась во время правления Александра I. 8 сентября 1802 года император подписал манифест "Об учреждении министерств". Новая структура ведомств заменила собой устаревшие к тому времени коллегии. Всего было образовано 8 министерств: военных и сухопутных дел, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Их количество до 1917 года практически не менялось. Однако при этом в течение первой половины XIX века число чиновников увеличилось в 4 раза — до 60 тысяч, к 1857 году еще до 122,2 тысячи. В 1913 году в царской России насчитывалось около 575 тысяч чиновников.

Временное правительство, пришедшее к власти в феврале 1917 года, упразднило только Министерство императорского двора и уделов. К уже существующим ведомствам было добавлено еще 5 министерств: труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов, вероисповедания. Всего их число в это время достигло 16. После Октябрьской революции на смену министерствам пришли народные комиссариаты. Декретом от 9 ноября 1917 года было учреждено 13 наркомов (в 1938-м — уже 21). К 1922 году в Советском Союзе насчитывалось 700 тысяч чиновников.

В 1946 году наркомы были преобразованы в министерства СССР, чтобы привести их в соответствие с "общепринятым в государственной практике наименованиям". В 1950-е годы целью административных реформ было в том числе заменить отраслевой принцип управления на территориальный, а в 1960-е годы начался обратный процесс. Количество союзных министерств и ведомств ежегодно стало увеличиваться. Если к 1965 году насчитывалось 83 органа исполнительной власти (в том числе 47 министерств), то к 1985 году уже 85 (64). К середине 1980-х годов чиновничий аппарат Советского Союза вырос до 2,4 млн человек. Примерно половина от этого числа госслужащих приходилась на РСФСР.

После распада СССР начались коренные изменения государственного аппарата. В период экономических реформ 90-х годов XX века делалось несколько попыток реорганизации исполнительной власти. Так, в августе 1996 года на министерства была возложена функция по координации деятельности других органов исполнительной власти. В этот период в России насчитывалось 24 министерства. В 2000 году по данным Росстата в стране насчитывалось около 1,1 млн работников государственных органов и органов местного самоуправления.

Накануне административной реформы 2004 года в стране всего функционировало 60 органов исполнительной власти (в их числе 25 министерств). Некоторые из ведомств дублировали функции друг друга. К примеру, одновременно существовало Министерство транспорта и Министерство путей сообщения. По оценкам специалистов Всемирного банка, показатель качества и эффективности госуправления был почти в 2 раза ниже, чем в таких странах, как Финляндия, Норвегия, Исландия. В рамках реформы была введена трехуровневая структура правительства: федеральные министерства (выработка государственной политики), федеральные службы (контроль и надзор) и агентства (оказание госуслуг). За первые четыре года количество министерств сократилось до 16, но общее количество ведомств увеличилось до 87.

В последующие годы количество чиновников также стало неуклонно расти. Незначительный спад наметился в период с 2010 по 2013 год. В 2016 году в России насчитывалось примерно 2,1 млн госслужащих. В настоящее время существует 72 федеральных органов исполнительной власти (в их числе 21 министерство).

Подготовил Артем Косенок

Вся лента