Иркутский аэропорт слетает на будущее

Область увидит его через восемь-девять лет

Правительство Иркутской области сдвигает сроки строительства нового аэропорта. По данным “Ъ”, власти региона планируют вернуть бюджетное финансирование объекта в размере 23 млрд руб. в ФЦП после 2022 года, а ввод его в эксплуатацию намечен на 2025–2026 годы. Конкурсная документация по выбору потенциального инвестора, которому придется реконструировать старый и строить новый аэропорт, появится к концу 2017 года. При этом, судя по заявлениям чиновников, до сих пор даже не решено нужно будет строить новый аэропорт на месте действующего или на другой площадке.

Фото: РИА Новости

Как выяснил “Ъ”, власти Иркутской области актуализировали планы строительства нового главного аэропорта региона. Из письма министра жилищной политики, энергетики и транспорта области Артура Сулейменова гендиректору АО «Международный аэропорт Иркутск» Александру Рябикину (копия есть у “Ъ”) следует, что к первому кварталу 2019 года Росавиация и власти региона намерены включить бюджетные 23 млрд руб., выделенные на строительство аэропорта, в транспортную ФЦП, которая начнет действовать после 2022 года.

В мае Минтранс РФ исключил все аэропорты Иркутской области из федеральной программы модернизации. До конца года региональное АО «Иркутскаэроинвест» должно подготовить конкурсную документацию по выбору инвестора, который построит аэропорт Иркутск Новый и реконструирует и модернизирует существующий аэропорт. Лишь к 2022 году выберут генподрядчика строительства нового аэропорта, подготовят техзадание на проектную документацию, определят объемы работ и источники финансирования для объектов федеральной собственности (аэродром), инвестора в терминал и соинвестора в заправочные комплексы и т. д. По расчетам регионального минтранса, новый аэропорт будет сдан в 2025–2026 годах. В Минтрансе РФ “Ъ” сообщили: вопрос финансирования «находится в проработке».

Модернизация иркутского авиаузла, формат участия инвесторов и их выбор обсуждаются с 2014 года, когда старый аэропорт был передан от Росимущества области. Сначала проект включал реконструкцию аэропорта и строительство нового, затем в него вошла модернизация еще десяти малых аэропортов. Об интересе к проекту заявляли «Аэропорты регионов» (входят в «Ренову» Виктора Вексельберга) и «Базэл» Олега Дерипаски. Но основным претендентом регион указывал «Новапорт» Романа Троценко, что вызывало недовольство ФАС и «Базэла». В феврале сообщалось, что инвестора все же определят на конкурсе, но «Иркутскаэроинвест» (должен выбрать модель ГЧП) был создан регионом и «Новапортом». В мае губернатор Сергей Левченко заявил, что обсуждается вариант консорциума инвесторов, а в июне он уточнил: к строительству нового аэропорта планируется привлечь трех инвесторов, каждый из которых, как и регион, получит по 25%.

На прошлой неделе Александр Рябикин заявил «Байкал ТВ», что «инвестор есть», добавив: для «снятия остроты вопроса на ближайшие десять лет будет реконструирован действующий аэропорт» силами области и инвестора. Он заверил, что новый аэропорт построят на месте старого, перенос его на 60 км потребовал бы не менее 50 млрд руб. бюджетных средств. Но окончательное решение о новом месте аэропорта будет принято не ранее, чем через полгода.

В «Новапорте» отказались от комментариев, связаться с правительством региона вчера вечером не удалось. В «Базэле» сообщили “Ъ”, что пока неясны инвестобязательства по проекту, не решен вопрос о судьбе старого аэропорта — он выведен из программы и контролируется «неким СП» («Иркутскаэроинвест»). Обязательства должны быть консолидированы и обсуждаться со всеми потенциальными инвесторами, а исполнителем должен быть один из них, который сам уже примет решение о привлечении партнеров, считают в холдинге.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, полагает, что власти области «пытаются оправдать бездействие в течение полутора лет и, игнорируя предупреждения ФАС, недовольство заксобрания региона и прокурорские проверки, продолжают реализацию проекта с вовлечением СП области и “Новапорта”». Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает: неопределенность государства в части инвестиций в проект обычно удерживает инвестора от принятия окончательного решения, а отсутствие господдержки ставит под вопрос перспективы проекта.

Елизавета Кузнецова

Вся лента