Растут как грибы

Доля импорта свежих грибов в России достигает сегодня 90% и возможность отвоевать часть перспективного рынка — шанс, которым хотят воспользоваться инвесторы. Один из последних крупных проектов — запуск компанией "Грибная радуга" первой очереди комплекса по производству шампиньонов на собственном компосте в Курской области. Инвестиции в проект, который в перспективе позволит выращивать до 12 тыс. тонн шампиньонов в год, составят 1,3 млрд руб., из них 1 млрд руб. выделяет Альфа-банк.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Культура потребления свежих культивируемых грибов в России начала формироваться только в начале 2000-х годов, в большей степени за счет активного импорта из Польши, рассказывает главный редактор журнала "Школа грибоводства" Александр Хренов. Он оценивает объем рынка культивируемых шампиньонов и вешенок на 2016 год в 55 тыс. тонн, 90% из которых импортируется. Основным поставщиком этой продукции в Россию сегодня считается Белоруссия, которая также реэкспортирует грибы из других стран.

По словам начальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарьи Снитко, основные трудности в развитии отечественной отрасли до недавнего времени были связаны с отсутствием в стране компостного производства для выращивания грибов. Так, крупнейший на сегодня производитель шампиньонов в России НГК "Кашира" на первом этапе в 2007 году закупала компост у латвийской Baltic Champignons, говорится на сайте компании. По словам госпожи Снитко, компост — основная статья расходов при производстве культивируемых грибов.

Только после запуска высокотехнологичных площадок с собственным производством компоста, что позволит работать на уровне мировых производителей грибов, начнется развитие российской отрасли, уверены акционеры ООО "Грибная радуга" (75% принадлежит Александру Удодову, еще 25% у Олега Логвинова). Совсем недавно компания запустила первую очередь комплекса по производству шампиньонов на собственном компосте в Курской области мощностью 4 тыс. тонн грибов в год. Объем инвестиций — 1,3 млрд руб., из которых 300 млн руб. собственных средств и 1 млрд руб.— кредит Альфа-банка. В планах компании увеличить объем производства до 12 тыс. тонн шампиньонов. Управляющий директор по работе с предприятиями агропромышленного комплекса Альфа-банка Сергей Андреев объясняет решение кредитовать проект "Грибной радуги" тем, что компания в нужный момент "зашла" на перспективный рынок, работает по новым технологиям, и у команды компании был опыт создания аналогичного проекта.

Для девелопера Александра Удодова (владеет ТЦ "Гименей" в центре Москвы) грибной проект стал первым в сельском хозяйстве. "Если до введения санкций, в 2013 году, в России потребляли около 75 тыс. тонн шампиньонов в год, из которых примерно 7,5 тыс. тонн было отечественного производства, то три года спустя емкость рынка из-за сокращения импорта сократилась до 50 тыс., а доля российских грибов выросла только до 10 тыс. тонн. Получается, спрос есть, а предложения нет",— объясняют совладельцы "Грибной радуги". Отечественный рынок грибов сегодня находится в зачаточном состоянии, а его развитие начнется только после запуска аналогичных "Грибной радуге" проектов, высокотехнологичных производств с собственной выработкой компоста, добавляют в компании. Там уверены, что при соответствующих инвестициях в технологии этот бизнес в расчете на тонну продукции является капиталоемким и перспективным.

Возможность заполнить нишу импортных грибов — основной драйвер развития внутреннего производства, соглашается гендиректор ООО "Агрогриб" Андрей Чигин. Эта компания, связанная с владельцем ГК "Авилон" (управляет дилерскими центрами Rolls-Royce Motor Cars, Bentley, Ferrari, Aston Martin и пр.) Александром Варшавским, сегодня строит комплекс по производству шампиньонов за 9 млрд руб. в Тульской области. По словам господина Чигина, первый урожай планируется получить к концу 2017 года, а в 2018 году "Агрогриб" хочет выйти на производство 10 тыс. тонн шампиньонов в год.

Интерес к производству культивируемых грибов в России связан как со свободным рынком, так и с девальвацией рубля в последние годы, которая повысила конкурентоспособность отечественного продукта, отмечает Александр Хренов. В "Грибной радуге" среди конкурентных преимуществ компании называют более низкую по сравнению с импортной продукцией себестоимость. Она обеспечивается за счет наличия собственного высокотехнологичного производства компоста Фазы 3 вблизи с производством грибов, более низкой стоимости энергетических затрат и трудовых ресурсов, отсутствия таможенных пошлин на продукцию отечественного производства и существенно меньших затрат на логистику. Наконец, стратегия компании подразумевает доставку продукта на торговые полки в течение 24 часов против 5-7 дней импортных поставок при одинаковой цене и технологии выращивания продукта.

Российский рынок свежих грибов не ограничен текущим объемом потребления, соглашаются эксперты и участники рынка. Дарья Снитко оценивает потенциальный годовой объем рынка свежих грибов в России в 150 тыс. тонн. "При развитии внутреннего производства и потребления внутренний рынок свежих шампиньонов может достигнуть 150 тыс. тонн, а в денежном выражении — $450 млн с текущих $200 млн. При этом цены на сам продукт будут снижаться",— отмечают акционеры "Грибной радуги".

Анатолий Костырев

Вся лента