Триллион не туда

Светлана Сухова — о бюджетных нарушениях, выявленных Счетной палатой

Председатель Счетной палаты (СП) России Татьяна Голикова доложила о результатах полугодовых проверок аудиторов президенту Владимиру Путину. Тут есть над чем задуматься: число бюджетных нарушений, например, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого и позапрошлого года, зато величина сумм, в которые они вылились, перевалила за триллион рублей. Интересным оказалось все — и сферы, где зафиксированы нарушения, и суммы, и конкретные факты. В распоряжении "Огонька" оказался полный текст материалов по факту проверки системы управления госресурсами, которые он и предлагает читателю в своем кратком изложении.

Проведенные проверки позволяют главе Счетной палаты Татьяне Голиковой (слева) предлагать Минфину (справа — его руководитель Антон Силуанов) новые способы пополнения бюджета

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Светлана Сухова

Сколько

В материалах СП признается, что "результаты контрольных мероприятий в 2017 году" не стали для аудиторов СП откровением потому, что проверки проверками, а они, что называется, постоянно "держат руку на пульсе", анализируя ситуацию и проводя перманентный "мониторинг деятельности потенциальных объектов контроля". Но это аудиторы. Для обывателя, ознакомившегося с результатом проверок, все же есть повод если не для удивления (за годы ко всему привыкли), то, по крайней мере, для горькой усмешки.

Во-первых, впечатляют размеры нарушений — 1,013 трлн руб. в сравнении с 516,5 млрд в позапрошлом году. Иными словами, рост в 2 раза. При этом само число нарушений сократилось больше чем на треть — с 3997 до 2631. Выводов из этих двух фактов аудиторы СП не делают, но сметливый россиянин сообразит, что нарушать теперь себе позволяют не все, видимо, памятуя об участившихся случаях заведения уголовных дел на своего брата-чиновника за различного рода махинации с бюджетными деньгами и отчетностью, невзирая на должности и близость к Кремлю. Зато те, кто рискует не прерывать отлаженную годами практику нарушений, делают это с большим размахом. Тому свидетельством "средний чек", то есть величина нарушений, выявленных в ходе одного контрольного мероприятия СП,— он вырос уже не в два, а в три с лишним раза — с 2,1 до 6,9 млрд руб. за пару лет! Воистину отвага, помноженная на, скажем мягко, недальновидность, творит статистику.

Во-вторых, стало очевидным, что большинство нарушителей — не новички: аудиторы СП "ловили" эти же министерства и ведомства на аналогичных огрехах в отчетностях и годом ранее. "Выводов не сделали",— дипломатично подытожили проверяющие.

В-третьих, несмотря на указание в материалах СП, что не каждое из выявленных нарушений "непосредственно влияет на потери федерального бюджета", вывод аудиторы СП сделали иной: "нарушения в сфере ведения бухучета некритичны" только на первый взгляд, потому что в большинстве случаев речь идет не об ошибках в отражении операций на счетах, а о создании "рисков утраты федерального имущества, неполучения доходов бюджета", а значит, и возможности "ущерба для последнего".

Примеры

Чтобы читателю было понятнее, в материалах СП содержатся четыре конкретных примера нарушений. Всего 16 строк машинописного текста, но сколько за ними стоит! "Огонек" взял на себя смелость "раскрыть скобки"...

Первым в материалах СП указан пример с отсутствием в отчетности УФСИН (Управление Федеральной службы исполнения наказаний) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области требования к АО "ГСК" ("Генеральная строительная корпорация") об уплате пени за неисполнение госконтракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию СИЗО (следственного изолятора) в сумме 767 млн руб.

Впечатляют размеры нарушений — 1,013 трлн руб. в сравнении с 516,5 млрд в позапрошлом году. Иными словами, рост почти в 2 раза

Поясним: 767 млн — это только пени за грубейший срыв сроков сдачи СИЗО в Колпино ("Кресты-2"), строительство которого ведется аж с 2013 года! Весной гендиректор АО "ГСК" Виктор Кудрин уже стал фигурантом двух уголовных дел (ему предъявлено обвинение в растрате 56 млн руб. и мошенничестве). В июле коллегия Счетной палаты уже разбирала вопрос о том, как ФСИН России неэффективно потратила в 2007-2016 годах 15,05 млрд руб. казенных средств. И СИЗО в Колпино фигурировало и в том отчете: на строительство "Крестов-2" было выделено 12,69 млрд из тех 15,05. При этом на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие уголовно-исполнительной системы" потратили дополнительно 3,09 млрд руб., так что общий объем расходов по ней составил аж 57,67 млрд. И что парадоксально: 97 процентов этих средств (56,05 млрд) уже потрачены, а 18 изоляторов и тюрем так и не введены в действие и на завершение строительства нужно еще, по оценкам аудиторов СП, 30,78 млрд руб. А между тем цель ФЦП — создание человеческих условий в местах лишения свободы и временного содержания — не достигнута, что подчеркивает рост числа жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) от россиян, попавших в "места не столь отдаленные",— за 9 лет их число увеличилось в 28,5 раза!

А вот Минобрнауки, согласно материалам СП, не отразило в регистрах бюджетного учета земельный участок (в размере 1/2 доли) по адресу: город Москва, улица Тверская, вл. 11, стр. 1, используемый им на правах ограниченного пользования (его кадастровая стоимость — 178 млн руб.). И вновь строка отчетности, которая просто напрашивается на пояснения. В июне СП подробно разбирала деятельность Минобрнауки на своей коллегии и даже подала жалобу в Генпрокуратуру по фактам проверок. В марте прокуроры уже занимались Минобрнауки — разбирались с хищениями бюджетных средств в 2014-2016 годах. Например, только из-за действий бывшего главы департамента науки и технологий министерства Сергея Салихова было растрачено около 127 млн руб. Теперь работы у Генпрокуратуры еще прибавилось. Выяснилось, что забыт оказался не только участок в самом центре столицы, но и данные о 39 патентах. Кроме того, Минобрнауки перевело 2,2 млрд казенных средств на модернизацию подведомственных учреждений, например выдало Псковскому госуниверситету 240 млн, на которые был приобретен участок земли со строениями у Кабардино-Балкарии (сделка в итоге не одобрена правительством). По данным СП, бюджетная отчетность ведомства в целом недостоверна, некорректно распределены субсидии между регионами (2,4 млрд руб.) и неправомерно истрачены 2,2 млрд. По пяти госконтрактам (49,2 млн руб.), которые заключило Минобрнауки, аудиторы обнаружили конфликт интересов, а студентам на момент проверки были недоплачены 281,2 млн руб.

И, наконец, последний пример — Росреестр: представленная им в Казначейство России сводная бухгалтерская (бюджетная) отчетность не давала достоверного представления о величине дебиторской задолженности ведомства по доходам федбюджета и была занижена на 105 млн руб.

Ресурс

Кстати, в сфере бухучета нарушений больше всего — аж на 628,8 млрд руб. Для сравнения: неточностей "при формировании и исполнении бюджетов" найдено на 167,6 млрд руб., не в должной степени обеспечили эффективность и результативность использования госсредств (говоря проще, потратили бездумно) — на 20 млрд и явно "намудрили" с цифрами отчетности при госзакупках — на 18,6 млрд руб.

Переводя с канцелярского: о прямом воровстве бюджетных средств в большинстве указанных выше примеров речи не идет, разве что о "забывчивости" и "неаккуратности" чиновников. Однако такая, как это было принято говорить в советские времена, халатность с цифрами может привести и ежегодно приводит к тому, что казна не досчитывается миллиардов руб. Проблема не только в том, что в какой-то момент не хватает средств на реализацию чего-то насущного, но и в том, что в таких ситуациях постоянно растет стоимость госстроительства, траты на реализацию ФЦП и т.д. Приходится пересчитывать расходы, требовать выделения дополнительных средств на завершение уже начатого и пр. А откуда взять деньги в ситуации, когда в бюджете и без того дыра в 3 процента? Источник во все кризисные времена только один — карман граждан. При нынешних ценах на нефть иного и не предвидится. Пусть в предвыборный год власть и не рискнет пойти на повышение прямой налоговой нагрузки на россиян, но, если чиновники и дальше будут столь же неаккуратны, а отчеты министерств и ведомств по-прежнему полны неразберихи, просчетов и неточностей, налоговая нагрузка неизбежно возрастет после 2018-го. Между тем Счетная палата уже не первый год указывает власти путь, способный и пополнить казну, и не вызвать взрыва социального недовольства — навести порядок в отчетностях и провести тотальную проверку госсектора (заказов, корпораций, программ) на предмет эффективности и целесообразности. Только выполнение первого пункта способно "дать" бюджету триллион. Сколько позволит выручить второй, даже представить сложно.

Вся лента