Безадресная чиновничья помощь

Пять лет сирота отстаивала право на жилье. И отстояла

Русфонд.Право

История Виктории К., сироты из Смоленской области, уже знакома нашим читателям. Год назад на сайте rusfond.ru мы рассказывали о том, как девушка пытается получить положенную по закону квартиру. Чиновники предлагали ей жилье в доме, у которого даже не было адреса,— в глухой деревне под Рославлем Смоленской области, где она жила до шести лет. А Виктория требовала квартиру в Смоленске — там она сначала училась, а теперь работает, вышла замуж. И вот областной суд поставил точку в этом деле: обязал чиновников дать Виктории жилье в Смоленске. Ее интересы помогли отстоять юристы благотворительного центра «Соучастие в судьбе», партнера проекта «Русфонд.Право».

В 2013 году департамент образования Смоленской области, а за ним и Ленинский районный суд Смоленска отказались включить Викторию в список на получение жилья из специализированного фонда. Во-первых, за ней уже было закреплено жилье в деревне. Во-вторых, на тот момент ей было 25 лет, а вставать в очередь на жилье сирота может до 23 лет.

Юрист «Соучастия в судьбе» Алина Селиханова выяснила, что причина, по которой девушка не обратилась за жильем вовремя, была уважительной: ни городской отдел образования, ни органы опеки не проконтролировали, чтобы она реализовала свое право на жилье. А это веский аргумент в суде. Кроме того, жилье, которое закрепил за девочкой в 1998 году глава Астапковичской сельской администрации, по действовавшему тогда законодательству было закреплено незаконно. После вмешательства сенатора Людмилы Боковой и прокуратуры Рославля в июне 2016 года администрация Астапковичского сельского поселения отменила постановление 18-летней давности.

Но даже после этого Рославльский городской суд отказался рассматривать иск: мол, ранее аналогичное требование уже слушалось в Ленинском районном суде Смоленска и не было удовлетворено. Однако областной суд обязал Рославльский городской суд рассмотреть дело. Областной суд справедливо указал, что новый иск отличается от иска 2013 года: другой состав лиц, да и обстоятельства различны. Между тем соответчик по делу — администрация Смоленска — настаивал на том, что жилье Виктории если и должно быть предоставлено, то только в Рославле, где она была впервые «выявлена как сирота». «Мы долго доказывали, что ее местом жительства является Смоленск, где она училась, работает, снимает квартиру, и что по закону жилье сиротам предоставляется именно по месту жительства. В конце концов Рославльский суд встал на нашу сторону»,— рассказала Селиханова.

Администрация Смоленска обжаловала решение в областном суде. 11 июля он оставил апелляционную жалобу городской администрации без удовлетворения. Теперь администрация готовит новую кассацию. Однако юристы «Соучастия в судьбе» сомневаются, что суд изменит свое решение. «Эти два процесса стали для нас уникальным опытом. Нам удалось найти выход из практически безнадежной ситуации, добиться отмены решения суда, вступившего в законную силу, и доказать, что Виктория не утратила свое право на получение жилья даже после истечения формального срока давности»,— говорит Алина Селиханова.

Сергей Ганьжин

Вся лента