Белорусам дали дорогу

Им разрешено работать в РФ водителями на основании национальных прав

С 1 июля водители с белорусскими водительскими удостоверениями снова смогут работать в России на грузоперевозках, пассажирском транспорте и в такси, не сдавая экзаменов в ГИБДД. Соответствующее решение обнародовал премьер Дмитрий Медведев. Ранее на территории России вступил в силу закон, запрещающий компаниям нанимать для работы на транспорте иностранцев без российских прав. Вернуть на дороги белорусов господина Медведева попросила Госдума.

Премьер Белоруссии Андрей Кобяков (слева) и Дмитрий Медведев позаботились о правах белорусских водителей в России

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Решение по поводу белорусских водителей обнародовано вчера на заседании Совета министров Союзного государства. «Принят целый ряд решений, касающихся, в том числе, водительских удостоверений и разрешения использовать иностранные водительские удостоверения, выданные Республикой Беларусь, на территории нашего государства после 1 июля текущего года,— заявил премьер Дмитрий Медведев.— Это важное событие для тех, кто занимается перевозками». Норма закреплена постановлением союзного кабмина.

С 1 июня 2017 года, напомним, в России заработала новая редакция закона «О безопасности дорожного движения»: компаниям запрещено нанимать граждан с иностранными правами для управления автобусами, такси, грузовиками, коммунальной техникой — им нужно сдавать экзамены и получать российские водительские удостоверения. По оценкам комитета Госдумы по транспорту, до 1 июня в стране работало около 70 тыс. иностранцев без российских прав, из них 11 тыс.— белорусы. После введения запрета госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота обратился в Госдуму, попросив депутатов вернуть белорусов на дорогу. Он ссылался на договор между РФ и РБ 1998 года (в нем зафиксированы равные права россиян и белорусов на трудоустройство), имеющий приоритет над российским законом. Госдума, в свою очередь, попросила уважить белорусов премьера Дмитрия Медведева (“Ъ” сообщал об этом 15 июня), тот откликнулся оперативно.

Глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин говорит, что в перевозках работают много граждан Белоруссии, и решение премьера серьезно облегчит им жизнь. «По качеству подготовки и навыкам вождения белорусы лучше, чем водители из Средней Азии, где, как известно, права многие просто покупают,— говорит господин Матягин.— Более того, белорусы порой водят лучше даже, чем россияне. С ними вообще, как правило, мало проблем». Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков в разговоре с “Ъ” напомнил, что запрет нанимать водителей с иностранными правами обсуждался Госдумой несколько лет (соответствующий закон был принят, но его действие несколько раз переносилось). «Проблема возникла не из-за парламента, а из-за нерасторопности правительства в лице Минтранса,— считает он.— В рамках межправительственного соглашения с РБ они могли сделать исключение для белорусов еще в 2013 году».

Господин Лысаков говорит, что править действующий закон «О безопасности дорожного движения» в этой ситуации не потребуется. Главный эксперт Национального экспертного совета по подготовке и тестированию водителей транспортных средств Александр Лыткин отметил, что необходимо будет внести коррективы в постановление правительства №1097, определяющее порядок выдачи прав, административный регламент МВД и даже, возможно, правила лицензирования для перевозок. Скорее всего, МВД будет дана инструкция не трогать белорусов, предполагает он.

Иван Буранов

Вся лента