«Это сигнал всему исламскому миру»

Обозреватель «Ъ» Максим Юсин — о терактах в Иране

В Тегеране произошел двойной теракт: боевик с автоматом открыл беспорядочную стрельбу в Мавзолее Хомейни, а позднее там прогремел взрыв. В это же время в здание парламента ворвались четверо вооруженных боевиков, один из нападавших совершил самоподрыв. В результате атак погибли, как минимум семь человек. Ответственность за теракты уже взяла на себя запрещенная в России группировка «Исламское государство».
Ситуацию ведущей «Коммерсантъ FM» Маргарите Полянской прокомментировал обозреватель отдела внешней политики газеты «Коммерсантъ» Максим Юсин.

Фото: Reuters

— Нападение на парламент, на мавзолей – это, по сути, угроза госбезопасности. Какие последствия эти теракты будут иметь для страны?

— Для страны это шок, конечно. Давным-давно ничего подобного в Иране не происходило. Это сигнал всему исламскому миру, который послан суннитскими радикалами, потому что запрещенное в России «Исламское государство», как мы знаем, это суннитские радикалы, связанные с определенными кругами в странах Персидского залива. Сигнал такой: не думайте, что Иран — это очаг стабильности. Сейчас такое впечатление, что суннитский мир ссорится между собой, полный разлад между Саудовской Аравией и ее союзниками и Катаром, и на этом фоне Иран в последнее время стал выступать чуть ли не как миротворец, как такой центр притяжения.

— Эти теракты действительно могут быть связаны с изоляцией Дохи?

— Я думаю, что это все связано, ничего случайно не происходит, особенно в таком регионе, особенно сейчас. Обострилась ситуация до предела буквально в последние недели. Неожиданным для многих стало решение арабских государств развестись с Катаром, потому что до этого все привыкли воспринимать страны Персидского залива как единую силу, в том числе и поддерживавшую различных экстремистов — и в Сирии, и у нас на Северном Кавказе. А тут вдруг выясняется, что имеет место колоссальный антагонизм между ними. И одна из причин — то, что Катар, по мнению саудовцев, начал тяготеть к альянсу с Тегераном. И вот мы видим: сразу же произошли эти теракты. Конечно, это не совпадение, конечно, это неслучайно. Но главная задача — показать, что на самом деле стабильность в Иране кажущаяся, это колосс на глиняных ногах, и не надо пытаться колеблющимся странам примкнуть к Тегерану в этом конфликте.

— Стоит ли ожидать еще большей изоляции Ирана сейчас? Или пока эти предупреждения закончатся?

— Здесь немножко разные категории: теракт — одно, изоляция — другое. Попытки изолировать Иран будут продолжаться вне зависимости от того, происходят там теракты или нет, потому что это главная цель и саудовцев и, как выясняется, администрации Трампа. Давление на Тегеран и на его союзников усиливается везде. Во вторник американцы нанесли очередной удар по войскам Башара Асада в Сирии — это тоже союзник Тегерана. Я думаю, что везде по всей линии противостояния шиитского и суннитского мира на Тегеран и его клиентов нажим будет усиливаться — и в Йемене, и в Сирии, в Ираке, хотя это сложнее. И, как видим, в самом Тегеране тоже не все спокойно, отнюдь не под контролем силовых структур, как власти этого хотели бы.

Вся лента