"Инвесторы увидели существенный прогресс в сфере индустриальных инноваций и в подходе к бизнес-девелопменту"

Инвестиции

В конце апреля в Казани состоялся IV Russian Tech Tour: крупное IT-событие, на котором каждые четыре года собирается несколько сотен ИТ-компаний с конкурентоспособными решениями и амбициями выхода на мировой рынок. Они презентуют свои проекты западным инвесторам и представителям венчурных фондов. Уильям Стивенс, генеральный директор группы компаний Tech Tour, в текущем году заявил, что планирует открыть в России постоянное представительство сообщества. Генеральный директор венчурного фонда Pulsar VC и президент IV Russian Tech Tour Павел Королев рассказал корреспонденту "Информационные технологии" Александре Вяль о том, что именно ищут инвесторы в России.

Фото: Предоставлено Russian Tech Tour

— Первый Russian Tech Tour прошел 13 лет назад, в 2004 году. Тогда западные инвесторы живо интересовались российским ИТ-бизнесом. После кризиса этот интерес пошел на убыль. Что происходит сейчас?

— По данным аналитиков, инвесторы в 2016 году вложили в фонды, инвестирующие в акции российских компаний, в 5,5 раза больше, чем в 2015 году. Общая сумма инвестиций составила более $1 млрд. На сегодняшний день отношение инвесторов более выверенное: мероприятия проводятся, но ажиотажа со стороны фондов пока нет. Ситуацию можно охарактеризовать как активное любопытство: инвесторы и фонды приезжают, приглядываются, следят за новостями российского IT-рынка. При этом во всем остальном мире происходит не менее активное развитие — в ведущих центрах Европы, в Штатах, в Юго-Восточной Азии, Китае, Латинской Америке. Нельзя сказать, что Россия как-то особенно привлекательна для инвесторов. Пока что происходящие события, наоборот, заставляют их более осторожно относиться к возможности в принципе рассматривать нашу страну как объект для инвестирования.

— Российский рынок как-то пытается изменить такое отношение западных инвесторов?

— И мы, и другие участники рынка стараемся изменить точку зрения международных инвесторов и показать им возможности, которые ежегодно появляются в IT на российском рынке и в странах СНГ.

Tech Tour — одно из крупных мероприятий, направленных на развитие отношений с международными инвесторами. Свои программы на международном рынке есть также и у "Сколково", и у РВК, и у ряда частных фондов. Сообща мы возрождаем их прежний интерес и демонстрируем, что за последние годы изменились способы инвестирования в Россию. Лучшим решением для этого являются питч-сессии с самыми многообещающими российскими командами и встречи с российскими инвесторами, с которыми можно строить совместную инвестиционную стратегию по рынку.

Уже несколько лет развитие стартапов основывается на израильской модели, где новый, только создающийся продукт сразу нацеливают на глобальный рынок. Благодаря такой модели в Израиле экспорт высокотехнологичных услуг вырос в 2017 году на 30%, до $20 млрд. Причины изменений лежат все в том же внутреннем кризисе и снижении возможностей внутри страны. Три-четыре года назад большая часть компаний ориентировалась на внутренний рынок: молодые ребята придумывали и активно развивали проект, демонстрировали отличные бизнес-показатели. Такими стартапами интересовалось только очень небольшое число инвесторов, которые специализировались именно на вложениях в растущие рынки.

Раньше инвесторы приезжали к нам часто не столько из-за желания вложиться в страну, сколько из-за любопытства — Россия же. Сегодня едут лишь те, кто видит потенциальный бизнес-интерес в рамках собственных инвестиционных стратегий. Так, 33% наших участников по итогам опроса указали, что искали именно инвестиционные возможности в России, 20% искали партнеров в России, с которыми могли бы выйти на новый рынок.

— Почему хоть и с опаской, но западные инвесторы и венчурные фонды продолжают интересоваться нашей страной?

— Их интерес обоснован большим потенциалом нереализованных технологий. На Западе понимают, что благодаря наследию еще той, советской инженерно-научной школы в России и сейчас существует много возможностей для создания наукоемких решений. Так, в предыдущих Tech Tour участвовал Evernote в ранней стадии. Проект быстро поднял инвестиции, причем первый раунд был от российских инвесторов. "Дневник.ру", Parallels, Jelastic и многие другие также получили финансирование и участвовали в прошлых программах. В этом году выступали такие большие индустриальные игроки, как "Данафлекс" (крупнейший в России производитель композитных материалов) и "Миррико" (производитель химии для нефтедобычи).

Нынешний интерес инвесторов лежит даже не столько в IT, сколько вообще в области высокотехнологичных проектов, особенно в B2B-сфере. Сделки здесь проходят не так громко, как в B2C, поэтому вы не услышите о каскаде финансирования, но решения активно продаются.

— Оба этих фактора — интерес к широкому спектру проектов, а также упор на сектор B2B — каким-то образом повлияли на отбор стартапов, участвующих в IV Russian Tech Tour?

— Несомненно. Инвесторы сегодня имеют очень четкие стратегии с определенным отраслевым фокусом. Поэтому и мы сделали упор на индустриальные инновации, выбрав в первую очередь проекты, связанные с энергоэффективностью, новыми материалами и т. д. В сфере industrial internet of things мы особенное внимание уделили продуманным платформенным решениям с серьезным потенциалом для масштабирования.

В первую очередь это связано с тем, что инновационные индустриальные проекты проще выводить на глобальный рынок. Инвесторы готовы рассматривать проекты, которые выдерживают международную конкуренцию.

Под уже сформированный пул проектов мы приглашали определенных инвесторов. В итоге каждая компания, выступавшая на Tech Tour в этом году, ведет переговоры с одним или несколькими участниками. Впрочем, о результатах говорить пока рано.

— Какова была реакция инвесторов на представленные проекты, увидели ли они то, что ожидали?

— Половина инвесторов не понимала и не верила в потенциал российских компаний. У другой половины уже был в России портфель определенных активов. По результатам опроса мы получили следующую картину: первая группа инвесторов была очень удивлена степенью готовности не только продуктов, но и компаний к инвестированию и возможностями, которые эти компании предлагали для инвесторов. А те, кто уже работал с Россией, увидели существенный прогресс как в сфере индустриальных инноваций, так и в подходе к бизнес-девелопменту.

— Вы в рамках Tech Tour отбираете стартапы, которые уже готовы разговаривать с инвесторами, или берете совсем неопытные команды и выводите их на определенный уровень?

— Важно понимать, что отбор стартапов для участия в Tech Tour — это не конкурс талантов или технологий. Это готовность компании к презентации перед инвесторами. Мы формируем отборочный комитет из более чем 25 фондов, который вместе с европейскими коллегами проводит селекцию и оценку компаний. В комитет входят члены и российских венчурных фондов. Они также номинируют свои компании или портфели. Перед самым финалом мы, несомненно, помогаем участникам подготовиться к питчам. Но сами компании уже не те, что были несколько лет назад — во времена, когда выступления перед инвесторами проводились на уровне презентации идей. В этом году среди представленных проектов можно было встретить компании с многомилионной выручкой, по размерам сопоставимой с бюджетом иных фондов.

Вся лента