Паспорта остаются на бумаге

Переход на электронные ПТС могут перенести

Как стало известно "Ъ", страны ЕАЭС могут все же не перейти на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) с 1 июля. 17 мая совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) рассмотрит вопрос об отсрочке перехода. По данным "Ъ", перенос срока инициировала Белоруссия, но ее поддерживают как другие страны--члены союза, так и многие участники отрасли, считающие, что система ЭПТС недоработана. О периоде отсрочки консенсуса пока не достигли: собеседники "Ъ" предполагают, что переход на ЭПТС могут отложить либо до конца этого года, либо даже до июля 2018 года.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

На ближайшем заседании совета Евразийской экономической комиссии рассмотрят вопрос об отсрочке перехода на электронные паспорта транспортных средств, рассказал "Ъ" источник в одном из автоконцернов. В ЕЭК это подтвердили: заседание пройдет 17 мая, на нем рассмотрят вопрос продления срока, "в течение которого возможно оформление ПТС в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства--члена ЕАЭС, наряду с оформлением ЭПТС".

Пока официально переход на ЭПТС в странах ЕАЭС запланирован на 1 июля. Ранее автоконцерны заявляли, что система недоработана (см. "Ъ" от 13 апреля), и просили об отсрочке введения ЭПТС до 2018 года, но в Минпромторге РФ настаивали на том, что переход должен состояться в июле. В апреле собеседники "Ъ" в автоконцернах, поддерживавшие отсрочку, замечали, что еще не готовы постановление правительства, приказы Минпромторга и МВД РФ. В автокомпаниях говорили также о том, что неясно, кто будет оформлять ЭПТС для импорта, о том, что "не отлажено взаимодействие с ФТС, что грозит коллапсом с июля". Также в отрасли упоминали о необходимости апробации взаимодействия ЭПТС с базами данных, связанными с переходом права собственности, ОСАГО и уплатой утильсбора, и о подготовке дилеров. За полтора месяца до запуска системы как с нормативной стороной вопроса, так и с технической положение остается прежним, говорят сейчас источники "Ъ" в компаниях.

В ЕЭК не уточнили, о какой конкретно отсрочке будет идти речь. Источник "Ъ" знаком с разными предложениями о переносе — как на ноябрь 2017 года, так и на июль 2018 года. Другой собеседник "Ъ" говорит о других датах — январь или июль 2018 года. По его словам, РФ не хотела выступать инициатором переноса срока и ждала, когда с аналогичным предложением выступит кто-то из членов ЕАЭС. В итоге с идеей отсрочки вышли белорусы, говорит собеседник "Ъ". В ЕЭК пояснили, что рассмотрение вопроса — это консолидированная позиция членов ЕАЭС. В Минпромторге "Ъ" сообщили, что в РФ все нормативные акты, необходимые для полноценного введения ЭПТС, находятся на завершающей стадии согласования и планируются к принятию "в самое ближайшее время", так что Россия будет готова к запуску систем ЭПТС до 1 июля. Решение о продлении переходного периода — параллельного оформления электронных и бумажных ПТС — может быть принято коллегией ЕЭК по результатам оценки готовности остальных членов ЕАЭС к реализации соглашения о введении единых форм ПТС.

Отсрочки просили и продавцы автомобилей: ассоциация "Российские автомобильные дилеры" направила в Минпромторг РФ письмо с просьбой о переносе запуска системы ЭПТС на январь 2018 года. Один из собеседников "Ъ" среди дилеров обеспокоен отсутствием функционала по "смене собственника автомобиля, по лизингу, флит-сделкам (корпоративные закупки), по возврату машин". Кроме того, по его словам, не проработан вопрос залога: "Нет четкого процесса подключения банков к кредитным сделкам". Также дилеры обеспокоены необходимостью наличия электронных подписей у юрлица для оформления ЭПТС: это, по словам собеседника "Ъ", стоит 4,5 тыс. руб. на сотрудника "при большой текучке кадров".

Яна Циноева

Вся лента