Пароходство село на мель

В отношении БРП начато конкурсное производство

Процедура наблюдения, начатая в августе прошлого года в АО «Башкирское речное пароходство» (БРП, контролируется правительством республики), перешла в стадию конкурсного производства. Кредиторы предприятия решили миновать стадию внешнего управления, чтобы как можно быстрее вернуть долги, распродав активы предприятия. Вариант финансового оздоровления БРП, по информации „Ъ“, основным владельцем — республикой не рассматривался. Собеседники „Ъ“ полагают, что покупатели основных активов общества уже известны.

Теплоход «Башкортостан» сдан в аренду Ространстуру

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Арбитражный суд Башкирии признал Башкирское речное пароходство банкротом и открыл конкурсное производство в отношении предприятия на полгода, до 23 октября, минуя процедуру внешнего управления. Конкурсным управляющим утвержден член СРО «Северная Столица» Асват Сухов. Ему назначено денежное вознаграждение в размере 30 тыс. руб. в месяц. Полномочия руководителей пароходства по управлению и распоряжению имуществом прекращены с 27 апреля. Суд обязал их передать конкурсному управляющему бухгалтерскую документацию, печати, штампы и материальные ценности предприятия.

Асват Сухов вчера затруднился уточнить стоимость активов пароходства на момент введения конкурсного производства, сославшись на то, что еще не знакомился с балансом предприятия. Оценка инвентаризации имущества, по его словам, будет готова нескоро: «Эта процедура продлится больше года. Будем сначала искать имущество пароходства, потом его оценивать».

Бывший временный управляющий БРП Евгений Малядский также не смог назвать стоимость активов предприятия. Переход к конкурсному управлению, минуя процедуру внешнего управления, он объяснил позицией кредиторов. План финансового оздоровления предприятия не разрабатывался, так как не поступало такого ходатайства от основного собственника — республики, отметил господин Малядский.

БРП (65,5% уставного капитала принадлежат Башкирии) оказывает услуги грузовых и пассажирских перевозок, ремонта судов, поставки песчано-гравийной смеси. Объединяет дочерние ООО «Речной порт „Уфа“», «Судоремонтно-судостроительный завод» (оба находятся в процедуре банкротства) и «Узел связи». Чистый убыток БРП за девять месяцев 2016 года составил 58,3 млн руб. при выручке 79,68 млн руб. Стоимость чистых активов на начало 2016 года оценивалась в 36,9 млн руб. Процедура наблюдения в пароходстве была введена в августе прошлого года по иску компании «Параллель» (контролируется минземимуществом республики). В министерстве подтверждали, что ведут управляемое банкротство предприятия. Общий объем кредиторской задолженности БРП оценивается в 152,8 млн руб., из которых 68,3 млн руб — требования ФНС, 34,76 млн руб. — ЗАО «СТК-петролеум», 24,8 млн руб. — дочернего «Речной порт Уфа», 14,7 млн руб. — Сбербанка. На этапе наблюдения БРП реализовало коммерческим структурам имущество на 50 млн руб., в том числе девять теплоходов. Круизный пассажирский теплоход предприятия — «Башкортостан» — сдан в аренду компании «Ространстур».

Представитель кредитора — компании «Иштар-вектор» Руслан Киндюк сообщил, что кредиторы настояли на начале конкурсного производства из-за недоверия администрации пароходства. «Возникло ощущение, что через дочерний речной порт Уфы начинают выводиться активы предприятия, и в целом управление пароходством ведется неэффективно»,— сказал он. При этом, полагает господин Киндюк, правительству республики «выгодно признание БРП банкротом, так как при распродаже имущества можно будет винить во всем кредиторов, а чиновники не останутся крайними».

Бывший генеральный директор пароходства Павел Юрченко отмечает, что его банкротство было неизбежно. «Этот сценарий я озвучивал в правительстве еще в 2014 году, когда собственник — минземимущество и управляющее ведомство — госкомтранс республики отказались принять кардинальные меры по реорганизации предприятия. У них были разные взгляды на развитие,— отметил собеседник.— Самый ценный флот «река-море» к тому времени уже был распродан предыдущими руководителями БРП, а сейчас, в рамках наблюдения — распроданы остатки, в том числе пассажирский флот. По сути, у пароходства осталось только одно коммерчески привлекательное направление — добыча и перевозка ПГС. Думаю, его приберут близкие к собственнику структуры».

Собеседник в правительстве республики сообщил, что гостранс выступал за сохранение предприятия, но в минфине и минземимуществе «видели только вариант реализации активов БРП, в том числе предположительно предпринимателю Дамиру Мугинову».

С представителями господина Мугинова связаться не удалось.

Управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров отмечает, что переход в конкурсное производство из процедуры наблюдения «это законная процедура». «Кредиторам действительно виднее, как быстрее вернуть деньги из предприятия. Очевидно, у них сложилось ощущение, что проще продать активы в рамках конкурсного производства, чем в ходе внешнего управления наблюдать за тем, что происходит с имуществом БРП и обращаться с жалобами в правоохранительные органы. Я бы еще обратил внимание на предпринятый вариант так называемого «контролируемого банкротства» под управлением структуры, принадлежащей министерству земельных и имущественных отношений. Возникает определенная ассоциация с согласованными действиями некой группы лиц и встает вопрос, а насколько такой сценарий этичен с точки зрения политики государства, и какой пример оно подает бизнесу»,— заключил эксперт.

Елена Мишина, Наталья Павлова

Вся лента